|
Какова роль эпилога в романе «Отцы и дети»? (Тургенев И. С.)«Прошло шесть месяцев», — так встречает нас заключительная, двадцать восьмая глава романа «Отцы и дети». О чём же повествует данная глава? С какой целью Тургенев завершает своё произведение именно так? Какие выводы можно сделать на основании этой главы? В финале мы узнаем о судьбах героев: Николай Петрович берет в жёны Фенечку, Аркадий — Катю; Павел Петрович уезжает за границу. Одинцова выходит замуж по расчёту, но доживётся, быть может, и до любви; Кукшина «открывает новые законы» в архитектуре, а Ситников готовится быть великим; Тургенев не забывает и о главном герое романа, Базарове: пожилые родители навещают могилку Евгения, а растущие на ней цветы говорят «о вечном примирении и о жизни бесконечной…». Смерть Базарова в конце романа помогает нам понять весь смысл, который вложил Тургенев в данное произведение. Евгений на протяжении всего романа представляется нигилистом. У Аркадия, его ученика, не возникало внутренней борьбы, когда он «говорил красиво» и восхищался природой и искусством. Юный Кирсанов не был истинным нигилистом, и в финале он полностью отказывается от этих заблуждений. Для Евгения же, наоборот, любое проявление чувств становится причиной внутреннего конфликта. Любовь к Одинцовой нарушает привычный ритм его жизни. Холодный и расчётливый, полагающийся лишь на ум, он становится рассеянным. Это и приводит его к гибели: по неосторожности он заражается тифом при вскрытии мужика. И именно в этот период нам открывается настоящий Базаров: осознавая свою неизбежную гибель, Евгений пересматривает свои взгляды на жизнь. Он просит к себе Одинцову, свою любимую, становится ласковее с родителями. До этого он глубоко верил в свои силы. «От копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела», — говорил он когда-то Павлу Петровичу, когда тот усомнился в силах нигилистов. Сейчас же он лишь говорит о себе с досадой: «…задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично…». Огромную роль в финале играет и переезд Павла Петровича. Конфликт между ним и Базаровым также является ключевым событием романа. Но кто же в итоге победил в их споре о будущности России? Базаров, не завершив дел своих, погиб. Быть может, у Павла есть возможность доказать свою позицию? Но дела складываются иначе. Все прощаются с Павлом Кирсановым, но никто не подозревает, что тот вряд ли когда-нибудь вернется. Оба оппонента оказываются бессмысленными для россии, для русского общества. Финал показывает нам незавершенность их спора, ошибочность обоих суждений. Отцы и дети — это не только противостояние двух поколений, но и бесконечный цикл, где дети со временем сами занимают место отцов. Особую роль играет посещение стариками базаровыми могилки своего сына. Ведь оба они надеялись, что их сын прославит их. Оба они боготворили Евгения. Как говорит Василий Иванович: «я горжусь им /Евением/, и всё моё честолюбие состоит в том, чтобы со временем в его биографии стояли следующие слова: “Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания…”», но бесконечный цикл прервался. Отцы пережили своё дитя. Таким образом, финал передает отношение автора к нигилизму, к будущему России, отражает конфликт поколений, который был и будет вечным в людском обществе. Сам Тургенев любит Базарова, но считает многие идеи своего погибшего героя ошибочными. Евгений считал природу мастерской, но именно природа вечна, и именно она, словно храм, в финале воздвиглась над телом Базарова. Обновлено: Опубликовал(а): Екатерина Орел Внимание! Спасибо за внимание.
|
|