|
Смысл названия «Матрёнин двор» (Солженицын А. И.)«Матрёнин двор» — один из самых известных рассказов А. Солженицына, в нем автор рассказывает о непростой судьбе русской женщины. Первое название произведения было следующее: «Не стоит село без праведника», но позже автор изменил его на то, что мы знаем сейчас. Почему же А. Солженицын принял такое решение и в чем заключается смысл настоящего названия? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту прозаического произведения и рассмотрим все значения слова «двор». Во-первых, двор — хозяйство и дом, в котором живет главная героиня – Матрёна. У женщины маленькая «темноватая» «изба» с «тусклым зеркалом», завешенными «плакатами» стенами и «русской печью». Питается она скудно: обычно Матрёна и проживающий герой-рассказчик ели «картовь необлупленную», «суп картонный» или «кашу ячневую», потому что других продуктов «в Торфпродукте» было не достать: даже «маргарин» был «нарасхват». Одевается главная героиня плохо: в «темное тряпье», «пальто» впервые «за шесть десятков лет» «справила» сама из «подаренной машинистом» «железнодорожной шинели». Мы видим, что Матрёна живёт крайне бедно, почти в нищете, но тем не менее не жалуется на жизнь, а наоборот радуется тому, что у неё есть, усердно трудится, ведь «на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело». Во-вторых, двор — это и животные, которые живут с женщиной. У Матрёны есть «колченогая» кошка, которую героиня «подобрала» из доброты и милосердия, «грязно-белая» коза. Также в избе живут тараканы, «кишащие в кухне по ночам», но «уважающие» «черту перегородки, отделявшей» «кухоньку от чистой избы», и мыши, «нагло шуршащие» «между бревнами избы» и «обойной шкурой». Ещё у Матрёны росла «безмолвная, но живая» «толпа фикусов», которую «хозяйка» очень «любила». Так, мы понимаем, что животные и растения главной героини играют важную роль в раскрытии её образа и характера: их неказистый и невзрачный внешний вид говорит о том, что для Матрёны важно, не как выглядит то или иное живое существо, а дружеское отношение с природой, она способна жить в гармонии даже с той живностью, которую в своем доме не примет никто. Кроме того, под «двором» подразумевается и окружение Матрёны, те люди, которые присутствуют в ее жизни. Автор противопоставляет их женщине, показывая с помощью антитезы то, как сильно главная героиня отличается от них. Из кульминации произведения мы наиболее подробно узнаем о трех сестрах Матрёны — склочных и меркантильных женщинах. Они «опасаются», что родственница «попросит о помощи», не поддерживают свою сестру, которая не только прошла через многие жизненные испытания: «смерть» «шестерых детей», потерю мужа на войне, но и живет очень бедно. Кроме этого, мы узнаем, что у Матрёны есть подруга — Маша — которая тоже является меркантильным человеком. В эпизоде после смерти главной героини она раньше всех приходит не для того, чтобы выразить сожаление, а чтобы успеть забрать приданное — «серую» «вязаночку», которую Матрёна «после смерти» «прочила» ее дочери. Читатель понимает, что Маша алчный человек, ведь когда случается такое горе, она не скорбит о подруге, а пытается найти собственную выгоду, думает лишь о материальном. Также мы знакомимся с еще одним человеком из окружения Матрёны — Фаддеем — некогда бывшим её возлюбленным братом мужа главной героини. Это жестокий и бессердечный человек: он «бьет» свою жену и сына, держит весь дом в страхе, а сразу же после смерти сына «ненасытный старик» идет «возить бревна», на похоронах «его высокий лоб был омрачен» не произошедшей трагедией, а «тяжелой думой» о том, как «спасти бревна горницы от огня и козней Матрёниных сестёр». И только одна героиня является противоположностью всем этим меркантильным и бесчувственным людям –это «воспитанница» Матрёны — Кира, ведь только она — «несчастная приемная дочь» — на похоронах «ушла за перегородку и плакала». Она единственная, кто искренне скорбит и переживает о смерти Матрёны. Несмотря на то, что главная героиня всю жизнь была щедрой и отзывчивой по отношению к тем, кто её окружает: даже согласилась сломать часть «избы» и отдать «горницу», её близкие люди не относились к ней с благодарностью, а после её смерти лишь старались нажиться на этом горе. Подводя итог, можно сделать вывод, что смысл названия заключается в раскрытии образа главной героини. Автор говорит о следующих качествах её личности: неприхотливость, трудолюбие, любовь ко всему живому, на антитезе с другими героями раскрываются отзывчивость и человечность, а также милосердие — ведущее качество её образа. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия Мелентьева Внимание! Спасибо за внимание.
|
|