|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XIX века
Анализ «Баргамот и Гараська» (Литература XIX века)Весна. Субботний вечер. Накануне пасха. Люди в предвкушении святого воскресенья. Экспозиция рассказа представлена в описании городового Ивана Акиндиновича Бергамотова, которому в преддверии Воскресения Христова выпало дежурство. В столь знаменательный день на Пушкарной улице встречаются два абсолютно противоположных человека. Баргамот и Гараська. Здесь и начинается завязка произведения, переходящая к развитию действия и раскрытию характеров персонажей.
Но, несмотря на их противоположность, в этот святой день произошло нечто такое, что смогло их объединить. Как мы уже говорили, душа Баргамота запрятана глубоко. Но вопреки этому, она всё-таки есть! Иначе бы, в момент кульминации, Баргамот не сжалился над пьяницей Гараськой, и не почувствовал вину за то, что стал невольной причиной его всхлипываний и «воя», когда Гараська с благими намерениями хотел «похристосоваться», но падая из рук городового, разбирает последнее пасхальное яйцо. Это невероятно огорчает Гараську, он плачет и вызывает у Баргамота чувство стыда. Значит, смог местный пьяница разбудить душу Баргамота, спящую «богатырским сном». Значит, смог Баргамот разглядеть что-то святое и доброе в местном дебошире. Проникнувшийся чувствами Баргамот, на удивление самому себе, приглашает главного Пушкарского хулигана к себе домой. Гараську усаживают за семейный стол, не обращая внимания на его внешний вид и состояние. Его принимают как уважаемого человека, обращаясь по отчеству. И тут наступает развязка. Гараська поражён таким отношением к себе, ведь никто, никто с самого рождения не обращался к нему по отчеству. Ему становится стыдно за своё пьяное состояние, за грязную одежду. И в Гараське тоже пробуждается душа. Конец рассказа остаётся открытым, как и эпилог. Читатель может только догадываться, изменятся ли Баргамот и Гараська после Святого Воскресенья. Но с уверенностью можно сказать, что в эту ночь души персонажей «воскресились», произошло некое нравственное возрождение. Так, Андреев размышляет над проблемой духовно-нравственного становления человека. Всё это помогает автору в создании ироничной атмосферы происходящего. Баргамот сделал нечто большее, чем просто накормил Гараську. Он сумел разбудить в нём стремление пересмотреть свой образ жизни и найти в себе силы её изменить. Так же и Гарсаька, не просто так встретился с Баргамотом в пасхальную ночь, он помог высвободиться его спрятанной душе на волю. Андреев побуждает читателей научиться состраданию, милосердию и умению вглядываться в душу человека, видеть в человеке человека. Гуманизм и человечность — вот, на чём держится мир. Обновлено: Опубликовал(а): Katerina Petrova Внимание! Спасибо за внимание.
|
|