|
Вы здесь: Критика24.ру › Грин А. С.
Анализ «Словоохотливый домовой» (Грин А. С.)Домовой. Каждый человек хоть раз слышал о существовании этого мистического создания. Кто-то считает его домашним проказником, кто-то уверен, что он — хозяин и обыватель дома. Александр Грин в экспозиции рассказа представляет домового как хранителя домашнего очага и уюта. Маленькое мифологическое существо, которое никто не должен видеть всё никак не может покинуть родной дом. Хоть и хозяева давно ушли из жизни, что-то держит домового в стенах старинного, заброшенного дома. Уже тридцать лет он сидит «холодной плиты, давно забывшей огонь». Эта метафора подсказывает читателю, что дом давным-давно опустел. Сидит наедине с мучительной зубной болью, что не отпускает его ни на миг. И даже появление неизвестного странника не прерывает страданий. Несчастно постанывая, местный обыватель решается рассказать историю, которая мучает его на протяжении стольких лет. Так, переходя к завязке, домовой начинает повествование. Маленький хозяин рассказывает о семье, с которой ему выдалось жить. Анни. Молодая, красивая девушка, что умела радоваться каждой мелочи. И солнечный зайчик, и поющий камушек, всё было ей отрадой. Домовой сравнивает её с «маленьким диким цветочком». Такие метафоры говорят об Анни как о романтической натуре, человеке, отдающемся эмоциям, живущим чувствами. Наверное, поэтому домовой «ходил по пятам» именно за Анни, ведь она такая тонкая, душевная натура, которой нужна защита и присмотр. Домовой отмечает важную деталь: «только мы, козлоногие, умеем разбирать знаки души, люди непроницательны». Отсылка к этой фразе будет упомянута странником в конце рассказа. «Козлоногие» - это перифраз, под которой подразумевается сам домовой. А муж её — Филипп — наоборот. Земной человек разума, заботящийся о своей жене как о маленьком ребёнке. Кажется, Филипп отрицал даже существование домового. Говорил, что по крыше ходит ворона, а в деревьях шумит ветер. Будто боялся, что есть кто-то, о ком он не знает. Всего дважды в рассказе показаны эмоции Филиппа. При встрече с другом – Ральфом, когда Филипп «от радости бросил вверх шляпу, закричал, обнимая пришельца». И в моменте, когда Филипп идёт за гробом своей возлюбленной, «полуседой». Такой скудный эмоциональный окрас Филиппа говорит о нём, как о серьёзном человеке холодного разума. Но, несмотря на то, что автор их противопоставляет, несмотря на их полярность, домовой никогда не слышал и не видел их ссор или холодного отношения. Этим он отмечает, что союз их был крепок и нерушим. Домовому казалось, что жили влюблённые в мире и спокойствии, и ничто, совсем ничто не могло их разделить. И вправду, они были близки друг другу. Филипп доверял Анни свои драгоценные рассказы о – Ральфе. Он и вправду много говорил о нём. Появления Ральфа ждали оба. И любили его так, словно он всю жизнь прожил с ними. Наверное, такие частые рассказы о Ральфе заставили Анни проникнуться чувствами к странствующему моряку. Ещё до встречи с другом Филиппа она интересовалась о его жизни. Анни и Ральф случайно встречаются, они сразу узнают друг друга. Филипп так много и так ярко рассказывал о Ральфе, что Анни сразу узнала этого «смуглого моряка». Употребляя эпитет, автор подчеркивает, что Ральф действительно долго странствовал по морям, раз солнце наградило его таким загаром. Кульминация, накал напряжения. Между Ральфом и Анни пролетает некая искра. Удивительное чувство, которое ощутили оба. Это была любовь. Любовь с первого взгляда. И тогда они слились воедино поцелуем. Автор упоминает, важную художественную деталь: «холодная вода в жаркий день». Противопоставление, которое заключается не только в температуре погоды и воды, но и в чувствах Анни. После случившегося Ральф не стал гостить у семейной пары. Он был вынужден покинуть их и никогда больше не возвращаться. Виной тому образовавшийся любовный треугольник, который никак не мог существовать в сложившихся обстоятельствах. В развязке рассказа любовный треугольник распадается, но какой ценой… Ральф потревожил любовный союз Ании и Филиппа, поэтому был вынужден уйти. Все трое невероятно дороги и близки друг другу. Никто не смог бы вынести такого предательства или умолчать о содеянном. Автор не упоминает, спустя какое время умирает семейная пара, читатель может только догадываться, сколько они ещё жили вместе. Известно лишь одно, умерли они, как в сказке, в один день. Такой эпилог у этой истории любви. А домовой остаётся совсем один. И не понимает, почему «охотник и убийца» Ральф отобрал его друзей. И почему они не могли жить втроём долго и счастливо? «Убийцей» домовой метафорично называет Ральфа потому, что он убил его счастье. Убил любовь в семье своим появлением. Стоит отметить, что Анни умирает от простуды. Искупалась в холодной воде, несмотря на то, что день был жарким. Это реминисценция — отсылка к дню, когда встретились Анни и Ральф. Верно подмечено: «домовые непроницательны». И вправду, откуда этому маленькому мифическому существу известны человеческие чувства? Как Анни смогла полюбить двух мужчин? Домовой не в силах понять глубину человеческих отношений. Поэтому и болит у него зуб. Зуб, а не сердце. Ведь как правило, у людей, потерпевших утрату, болит душа, болит сердце. Домой — лишь дух, неспособный жить и чувствовать так, как это дано людям. Грин оставляет конец рассказа открытым, тем самым даёт читателю поразмыслить о хрупкости семейного счастья, о взаимоотношениях людей. Раскрыть позицию автора помогает последняя реплика странника: «Только мы, пятипалые, можем разбирать знаки сердца». Под перифразом «пятипалые» автор как раз подразумевает человека. Ссылаясь к сказанной ранее домовым фразе, странник доказывает обратное. Только люди знают, что такое любовь. Обновлено: Опубликовал(а): Katerina Petrova Внимание! Спасибо за внимание.
|
|