|
Люди, как реки по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)Лев Николаевич Толстой полагал, что «люди как реки», каждый человек по-своему уникален, душа каждого, словно вода, наполняющая русло реки, имеет свои неповторимые особенности, свой блеск, свой характер и свой путь, также и судьбы людей, подобно руслам рек, способны развиваться в самых невообразимых направлениях и резко менять свой курс. Эту мысль писатель привносит в роман-эпопею «Война и мир», демонстрируя читателю три самобытных реки, три уникальных характера и судьбы в лице главных героев: Андрея Болконского, Пьера Безухова и Наташи Ростовой. Знакомя нас с этими персонажами, Лев Николаевич Толстой демонстрирует три абсолютно непохожие друг на друга личности. Так, в начале романа мы наблюдаем по-детски веселую, неусидчивую и открытую миру Наташу Ростову. Девочка, ещё не превратившаяся в девушку, представляет из себя неудержимый поток энергии и счастья («...не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки...», «свежая, румяная, весёлая…»), в её образе Толстой особенно сильно выделяет живость («…некрасивая, но живая девочка…»). Сравнить это «милое существо» (именно так о Наташе отзываются гости Ростовых) пока можно лишь с маленьким горным ручейком, который, брызжа и извиваясь, пробивается сквозь каменистую породу и стремительно бежит куда-то, сам ещё не ведая куда. Взрослея, Ростова не теряет в себе эту удивительную любовь к жизни, чем и поражает Андрея Болконского, более того она становится обворожительной девушкой, способной своей удивительной энергией поражать людей вокруг. Особенно сильно эта черта героини проявляется в эпизодах беседы с Соней в лунную ночь (читатель чувствует её страстную любовь к жизни), её первого бала (девушка поражает грацией и юностью) и танца у дядюшки (мы видим обратную сторону героини, наблюдаем девушку способную в танце дать волю своим эмоциям и обладающую необыкновенным талантом прочувствовать настоящую жизнь). Таким образом, маленький ручеек превращается в бурную реку и сохраняет при этом скорость течения и жизнерадостный блеск воды. Однако трагические обстоятельства, связанные с неудавшимся побегом с Анатолем и разрывом помолвки с Болконским, заставляют эту реку утихнуть. Наташа больше не способна как раньше радоваться миру вокруг, в её глазах жизнь кончена. Она больше не готова петь и танцевать, как раньше, и даже родители отмечают её увядание. Из «девочки, которая хотела улететь в небо» она превращается в убитого горем человека, не способного простить себе свои же ошибки. Радость к жизни покидает девушку, и на некоторое время течение её жизни словно останавливается. Таким образом, мы наблюдаем сильнейший жизненный поворот в судьбе Наташи Ростовой, который оказывает влияние на её мировоззрение, характер и развитие её как персонажа. Не без неожиданных поворотов судьбы проходит и жизнь Андрея Болконского. В начале произведения мы наблюдаем за молодым человеком, потерявшим интерес в высшему свету, но жаждущим геройствовать. Война кажется ему полем для подвигов, поэтому он совершает бездумные и опасные действия, не испытывая страх за свою жизнь («…"Вот оно!" думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных именно против него…»). Пережив смерть жены, Болконский теряет интерес к жизни в целом. И на некоторое время река его жизни так же замедляет темп, однако, встретив настоящую и жизнерадостную Наташу Ростову, князь Андрей словно оживает, что особенно ярко видно во второй встрече персонажа с дубом («Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей…»). К сожалению, через некоторое время Болконский разочаровывается в Наташе из-за её связи с Анатолем Курагиным. На войну 1812 года Андрей отправляется человеком, способным лишь доживать свою жизнь, жажда геройствовать у молодого человека пропадает, что демонстрирует развитие персонажа. Несложно заметить, что за небольшой промежуток времени Андрей Болконский испытывает ряд сильнейших эмоциональных впечатлений, что заставляет его изменять отношение к жизни и постоянно менять русло своей реки — судьбы. Тем не менее, именно Пьер Безухов, претерпевает наибольшие изменения в ходе развития сюжета произведения. К двадцати годам он является наивным и безамбициозным молодым человеком, который растрачивает свою жизнь попусту и восхищается Наполеоном. Из-за своей мягкотелости он переживает предательства и унижения, в обществе его не уважают и не воспринимают всерьёз. Именно эти обстоятельства подталкиваю его к связи с масонами. После присоединения к ним он осознает, что относился к жизни неверно и начинает существовать не ради себя, а ради других. Сильнейшее влияние оказывает на Пьера время, проведенное в плену и взаимоотношения с Платоном Каратаевым, который заставляет его переосмыслить свои ценности и отношение к окружающим людям. Так, плен становится причиной главного изменения русла его реки, и, как отмечает сам граф Безухов, в плену он становится новым человеком. Подводя итоге всего вышеизложенного, нельзя отрицать, что метафора реки идеально подходит для описания персонажей Льва Николаевича Толстого. Главные герои его романа-эпопеи изменяют своё отношение к жизни и сам жизненный путь, сталкиваясь с лишениями, разочарованиями и собственными ошибками. Кроме того, несмотря на то что все они существуют в рамках одного общества, они представляют из себя уникальные и непохожие личности, которые начинают свой жизненный путь и поиск настоящего совершенно разными людьми, именно поэтому сравнение с реками, всегда отличными друг от друга, идеально подходит для системы персонажей «Войны и мира». Обновлено: Опубликовал(а): Соня Орехова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|