Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Библейские мотивы в «Преступлении и наказании» (Достоевский Ф. М.)

О, благодарю Тебя, Боже, за всё, за всё, и за гнев Твой, и за милость Твою!..

И за солнце Твоё, которое просияло теперь, после грозы, на нас! За всю эту минуту благодарю!

(Униженные и оскорбленные. III. С. 422)

Федор Михайлович Достоевский — один из самых значительных русских писателей, оставивший после себя огромное литературное и философское наследие. В своем творчестве писатель обращался к множеству глобальных, общечеловеческих тем, однако особое место в деятельности Достоевского заняла тема религии.

К вопросам веры юного Федора Михайловича Достоевского привела глубоко религиозная мать, ярчайшими детскими впечатлениями были ветхозаветные книги: «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства».

Однако личное отношение Ф. М. Достоевского к вероисповеданию сформировалось уже в зрелом возрасте. Оказавшись на каторге, писатель убедился в том, что духовным идеалом русского народа является Христос. В остроге писатель мог читать только одну книгу — Евангелие, которое ему было подарено встретившей его по дороге на каторгу женой ссыльного декабриста Н. Д. Фонвизиной.

Библейские мотивы отчетливо прослеживаются и в романе Достоевского «Преступление и наказание». Задуманное, как «психологический отчет одного преступления», произведение перерастает в философское размышление о судьбе души грешника. И данное рассуждение касается не одного только главного героя — бедного студента Родиона Раскольникова, оно проходит через всю палитру героев романа.

К персонажам-грешникам мы можем отнести все семейство Мармеладовых. Вышедшие из нереализованной идеи «Пьяненьких», Катерина Ивановна и Семен Захарович олицетворяют собой несчастную, нищую жизнь всего Петербурга.

Несмотря на то, что жизнь чиновника Мармеладова была погублена затяжным пьянством, данный герой обладает искренним и чистым православным воззрением. Мармеладов еще способен исповедоваться в грехах, он понимает слабость и ничтожность своего существования, хоть и бессилен что-либо изменить. Образ Мармеладова в романе становится «символом веры»: герой обречен, он отвергает надежду на земную справедливость, но это дает ему силу верить в мир иной, в справедливость Царствия Небесного. Наличием подлинной веры в душе «беспробудного пьяницы» писатель показывает её нехватку в душе главного героя — Раскольникова.

Однако данный образ не являет собой зло и не находит осуждения: ни автор, ни сама Соня не обвиняют семью Мармеладовых в предательстве, понимая всю безвыходность ситуации.

Библейский образ зла проникает в роман с мистичной, демонической личностью Аркадия Ивановича Свидригайлова. Возникший словно из бредового сна, он всё время искушает Раскольникова своей философией «вседозволенности». Неспособный раскаяться и сойти с пути равнодушного прожигания жизни, герой совершает последний грех — самоубийство. Его ад предстает перед нами в виде «черной бани с пауками по углам».

В отличие от Свидригайлова, главного героя романа автор наделяет возможностью раскаяния. Однако путь прозрения, который приходится пройти Родиону Раскольникову, полон душевных мучений, кошмарных снов и тяжелых болезней.

Причиной всему — «идея» и непомерная гордость героя. Важной деталью здесь является мотив Египта, встречающийся в мыслях и грезах Раскольникова. Сознание пытается предупредить героя о том, что «гордое могущество» заканчивается Божьей карой, подобной библейскому суду над своевольным и жестоким египетским фараоном. Однако, несмотря на знаки судьбы, Раскольников решается на преступление. Совершение убийства сближает Раскольникова с библейским героем Каином — первым убийцей. Как и Каин, Раскольников становится изгнанником на всей земле, даже среди родных. Страдание за содеянное приходит к нему в виде тяжелой болезни. То, как «кровь кричит» в больном герое отсылает нас к известному ветхозаветному образу — воплю о страшном злодеянии, которое обязательно будет наказано.

Чувствуя свою «смерть» и «тление», герой вспоминает евангельскую притчу, рассказывающую о великой божественной силе, способной воскресить умершего «уже четыре дни» Лазаря.

Дочь Мармеладова, Соня, находится в низком социальном положении: чтобы прокормить семью она живет по желтому билету на квартире портного Капернаумова. Даже в этой, казалось бы, незначительной детали, автор закладывает библейский смысл, ведь Капернаум является городом, где согласно Новому Завету, проповедовал Иисус.

Несмотря на «греховную» жизнь, героиня обладает высоко-духовными качествами. Жертвенность, милосердие, терпимость, сострадание, а главное — искренняя вера в Бога присуща Сонечке, чей образ сравним с образом Марии Магдалены, небезызвестной библейской блудницы. Религиозность Сонечки можно сравнить с фанатизмом или помешательством, ведь несчастная, полная тяжелых лишений жизнь должна была уже убить в ней веру в справедливую, всепрощающую высшую силу. Однако именно нерушимая вера героини и её добровольное мученичество неопровержимо доказывают истинность христианства и правильность пути, по которому Соня собирается повести и Раскольникова.

Последняя библейская отсылка, перекликающаяся с Евангелием от Матфея и новозаветными стихами об Апокалипсисе, встречается нам в эпилоге и имеет важнейшее значение для всего романа. Сон Раскольникова на каторге — аллегорическая реализация теории героя, осуществление его мечты о торжестве индивидуализма и забвении нравственных связей между людьми. Наконец вопросы Раскольникова находят разрешение. Его уверенность во власти, в непоколебимой истине оказывается «трихиной» — страшной болезнью, приводящей к сумасшествию. Отказ от гордости и сознательное признание собственной ошибки — раскаяние, постепенно возвращают героя к жизни, помогают ему начать процесс духовного воскрешения.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.