|
Бунтующее сердце. Образ Базарова (Тургенев И. С.)Роман «Отцы и дети» был написан Тургеневым в 1860-1861 годы. В это время Россия стояла на пороге великих реформ, поэтому в обществе наблюдался повышенный интерес к социальным проблемам в жизни страны. Общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрений. В романе Тургенева отразились радикальные изменения в общественной жизни России того времени, столкновения поколений, представлявших два разных класса, либералов и демократов. Евгений Базаров является основным персонажем романа «Отцы и дети». Именно вокруг него происходят все события, он появляется почти в каждой главе, взаимодействует абсолютно со всеми героями произведения. Каждый персонаж с разных сторон раскрывает характер Базарова, порой даже ему самому ранее неизвестных. Базаров – нигилист. Он отрицает любые ценности, не принимает принципов, ни во что не верит. Искусство и красота для него ничего не значат, он не понимает, как люди могут тратить свое время на музыку или стихи. Поэтому Базаров выбирает науку — медицину. Он, можно сказать, идет по стопам своего отца, который всю жизнь служил лекарем. Родители Евгения старались сделать всё для своего сына, но он, несмотря на это, оставался холоден по отношению к ним и испытывал, скорее, чувство уважения, а не любовь. Спустя 3 года отсутствия в родительском доме, Базаров не торопится навещать их, говоря: «подождут, что за важность». Эта фраза показывает некий эгоизм, ведь в первую очередь он думает о себе и своих желаниях, совершенно забывая о собственных родителях. И даже приехав домой, он не задерживается там надолго, хотя его отец с матерью старались сделать всё, чтобы их сыну было комфортно. Создается впечатление, будто Базаров и вовсе не любит своих родителей, но на самом деле это не так. Он не привык проявлять свои чувства, но всё равно можно заметить, что с ними он более нежен и мягок, он не так радикален в своих взглядах и смиряется со всеми недостатками, которые находит в своих родителях. Друг Базарова, Аркадий, являлся еще и его учеником. Но Аркадий не был нигилистом, он только пытался им быть. Он слишком молод и не может определиться, что для него в жизни важно, поэтому Базарову с легкостью удается заинтересовать его в нигилизме. Аркадий не может так же яро отрицать искусство и поэзию, ведь он рос в семье дворян, где это особенно ценилось. Как бы не пытался Кирсанов, в душе он был далеко не нигилистом, а романтиком. После того, как Базаров назвал его «нежной душой» и «либеральным баричем», они всё меньше общаются, ведь понимают, что их пути начали расходится. У них совершенно разные взгляды на жизнь, и что бы Аркадий не делал, он не сможет отказаться от природы и искусства. Приехав в гости к Аркадию, Базаров решает установить там свои порядки. Он говорит, что Николай Петрович «человек отставной, его песенка спета». Он советует ему заменить Пушкина на какую-нибудь научную книгу и приходит в недоумение, когда узнает, что тот в свои годы играет на виолончели. Люди, подобные «старичкам Кирсановым» вызывали у Базарова смех, ведь он не видел смысла в том, чтобы тратить свое время на восхищение искусством или поэзией. Он старался как можно больше работать, чтобы приносить пользу обществу, это для него было важно. Основной конфликт у Базарова случился с Павлом Петровичем Кирсановым, дядей Аркадия. С самой первой встречи отношения у них не заладились, ведь даже выглядели они совершенно по-разному: Базаров был неопрятный, в лохмотьях и с взъерошенными волосами, когда у Павла Петровича же была накрахмалена рубашка и сам он выглядел очень ухоженно. Со временем неприязнь между ними всё сильнее росла, рождая всё новые и новые споры. Они не принимали взглядов друг друга, ни один из них не хотел уступать. 1 У Павла Петровича все было на английский лад, он — приверженец старых взглядов, для него важны манеры и «принсипы». Базаров же называет таких людей «аристократишкми» и не видит в них никакого смысла, потому что они не приносят никакой пользы обществу. Единственным способом разрешения конфликта стала дуэль, в ходе которой Павел Петрович был ранен Базаровым. Но после неё отношения их переменились. Кирсанов скрывает свою неприязнь к молодому человеку, непривычно много общается с ним и шутит. А когда Евгений всё же покидает усадьбу, на прощание они жмут друг другу руки. Они не способны были ужиться друг с другом, потому что они абсолютно разные. Павел Петрович — человек слова, а Базаров — человек слова. Каждый из них характеризует ту эпоху, в которой они родились, поэтому им трудно понять друг друга и прийти к компромиссу. Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой кардинально изменила жизнь Базарова. Изначально он отрицал какие-либо чувства, считал их «чем-то вроде уродства или болезни». Но познакомившись с Одинцовой, он всё дальше отходит от своих нигилистических взглядов. Базаров в первую очередь оценивает её, как интересного собеседника, но чем больше он проводит с ней времени, тем сильнее раскрываются его чувства. Он борется с самим собой, ведь совсем недавно он презирал любовь, а теперь испытывает её по отношению к Одинцовой. У него не было сил уйти от этой женщины, и в итоге он признается ей, открывает свою душу. Анна Сергеевна же не готова была менять свой комфорт и привычный покой, поэтому так и не ответила ему взаимностью. Их отношения были обречены, ведь и Базаров, и Одинцова люди с сильным характером. Ни один из них не пошел бы на уступки перед другим, поэтому единственно верным решением для них было остаться просто друзьями. В образе Базарова Тургенев показывает типичного представителя нового поколения, поколения «детей». Он проходит через множество трудностей и испытаний, но лишь с одним ему не удается справиться — с испытанием любовью. Как бы он не пытался, невозможно отрицать простые человеческие чувства, которые присущи каждому. Тургенев не видел путей развития нигилизма, поэтому смерть Базарова была неизбежна. Если бы Евгений не пытался всё презирать и отрицать, то его жизнь сложилась бы значительно иначе. Обновлено: Опубликовал(а): Vikfree Внимание! Спасибо за внимание.
|
|