Кто важнее в искусстве: талантливый писатель или «квалифицированный» читатель? По тексту В. В. Быкова «Когда-то в годы войны мы, молодые тогда люди, познавшие жизнь именно в форме жестокой войны, привыкнув к ней, даже не замечали её постоянно…» (ЕГЭ по русскому)
20 из 25 Оценка эксперта внизу
Кто важнее в искусстве: талантливый писатель или «квалифицированный» читатель? Над данной проблемой размышляет В. В. Быков — автор предложенного для анализа текста.
Комментируя этот вопрос, рассказчик задумывается, в чём состоит задача писателя при работе над произведением. Так, в предложениях 21-24 герой говорит, что постоянно описывающиеся в книгах ужасные, неприятные истории о войне уже надоели читателям — они хотят увидеть хоть что-нибудь смешное, видимо, чтобы развлечься.
Но просить написать весёлое о войне — то же, что прийти в храм на торжище, то есть совершенно аморально.
Мы понимаем: писатель должен придерживаться только одному определённому жанру написания и подбирать соотносящиеся с ним по эмоциональной окраске слова. Ведь война — это очень страшное время, смешные истории на её фоне выглядят нелепо.
Далее рассказчик говорит о проблеме читателя: почему ему интересен какой-нибудь дед из неизвестной деревни, который не умеет ни читать, ни писать, а только работать на поле, нежели великий учёный или дипломат, определяющий судьбу народов? Это объясняется, конечно, талантом самого автора, но в большей степени — выбором каждого читателя определённого героя произведения.
Персонаж, завлёкший сильнее всего, и будет внушать ему чувства, которые заставляют читателя выбрать именно ту книгу, где они больше всего выражены. Может, человеку нравятся истории сельской жизни, поэтому он с радостью смотрит фильмы и читает книги о ней. А может, ему интересны научные открытия, различные процессы — он и будет восхищаться работой учёных, их приборами и вкладом в познание мира.
Благодаря двум примерам, которые с разных сторон дают понять, кто же главнее: автор или читатель, — мы можем сделать вывод, что оба «оппонента» взаимосвязаны и не могут быть друг без друга. Писатель работает для людей, а люди дают ему возможность открыться, что-то рассказать. Поэтому нет чёткой границы между ними и невозможно сказать, чей труд важнее.
На этот счёт позиция В. В. Быкова такова: человеческая память избирательна, то есть мы запоминаем то, что считаем нужным. Например, один из участников войны скорее всего вспомнит вид надвигающейся смерти, другой — как его награждали, третий — как его отругало начальство. Так и в искусстве: писатель даёт пищу для размышлений, а читатель берёт то, что ему нравится.
Я полностью поддерживаю мнение писателя. Действительно, у всех нас собственный, уникальный склад ума и нам подходят разные жанры искусства. Так, например, мой друг очень любит слушать «рок-н-ролл», хотя я совершенно не принимаю такой жанр для себя — мне по душе обычный «поп». Но, конечно, я не буду жаловаться автору музыки, которую слушает мой друг, и просить его, чтобы он написал песню в жанре «поп» — это бессмысленно и нелепо. Пусть композитор продолжит создавать те песни, которые умеет, и будет радовать своих поклонников.
Хочется верить, что каждый читатель, ознакомившийся с текстом В. В. Быкова, задумывается над поставленной проблемой и осознает, что нет победителя в противостоянии «автор–читатель», ведь они одинаково важны друг для друга.