|
Вы здесь: Критика24.ру › Грибоедов А. С.
Анализ «Горе от ума» (Грибоедов А. С.)В комедии Грибоедова "Горе от ума" показано московское общество как раз на кануне восстания декабристов. Грибоедов, как передовой человек своего времени, вводит в пьесу героя, который отличается свежестью мысли, передовыми взглядами. Слово «ум» воспринимается как характеристика человека, мыслящего свободно и жаждущего свободы для своего народа. Александр Андреевич Чацкий — главный герой, выражает передовые идеи — идеи декабристов. Однако в Московском обществе, куда герой возвращается из Европы, он становится опасным, потому что обличает образ жизни Московского дворянства, чем вызывает на себя агрессию со стороны этого общества и испытывает «мильон терзаний». Грибоедов называет это общество фамусовским, так как его представители собраны в одном месте — в доме Фамусова. По словам Грибоедова, расстановка сил в фамусовском обществе такова: «двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Действительно, Чацкий противопоставлен «глупцам» как носитель передовых взглядов. В своём монологе, например, он обличает крепостническую систему, судей, которые осуждают молодёжь, но сами «разливаются в пирах и мотовстве». Он вспоминает «Нестора негодяев», который выменил на крепостных крестьян борзых собак, вспоминает «любителя балета», который собрал крепостных детей, а потом не вернул родителям, «распродал поодиночке». Чацкого возмущает такое отношение к людям, он выступает против крепостнической системы. В то время как в фамусовском обществе все являются ярыми защитниками этой системы, гордятся тем, что владеют людьми. Например, Хлестова приехала в дом Фамусова с собачкой и «девкой-арапкой» и просит «послать от ужина подачку». Хлестова увидела в Чацком именно врага и поэтому поддерживает сплетню о его сумасшествии. Да, в этом обществе сплетня распространилась с быстротой молнии, поэтому что она является своеобразным орудием против Чацкого, ведь слова безумца в доме Фамусова как бы обесцениваются и не воспринимаются, то есть гости Фамусова как бы пытаются его обезоружить, лишить его «ума». Значит «ум» Чацкого стал своеобразной мишенью для тех, кто боится просвещения. Где Фамусов, например, готов «собрать все книги да и сжечь». Он именно в чтении видит опасность распространения свободного мышления. Он готов закрыть все Лицеи и Гимназии, заменить ученье «муштрой». Такую опасность представляет для них Александр Андреевич, который «славно пишет, переводит», у него ум «алчущий познаний». Он патриот, готов служить делу, а не лицам, ему «прислуживаться тошно», в то время как Фамусов, занимая значительное место в казенном доме, относится к службе формально. Значит, Чацкий противопоставлен как человек умный, как человек передовых взглядов противопоставлен людям, живущим в «веке минувшем». Узнав о том, что именно Софья — дочь Фамусова, ради которой он приехал в их дом, назвала его безумцем, он оскорблён в лучших чувствах, потому и уезжает из Москвы, не покорившись тем, кто пытался сломить его волю, обезоружить ум. Чацкий действительно испытывает «горе», но это горе не от ума, это горе уму. И это первое название как бы содержит приговор обществу, в котором умный человек испытывает горе. Но такое название, из-за цензурных соображений, Грибоедов изменяет, и в центре оказывается не общество, а Чацкий — умный человек, который вызывает в нас, читателях, сочувствие. Окончательный вариант названия «Горе от ума» помогает понять, что и автор сочувствует своему герою, который часто выражает его мысли — он является героем-резонером. Мы верим, что оскорбленный найдёт своим чувствам «уголок» не в закоснелом обществе, а среди единомышленников. Гончаров, в своей статье «мильон терзаний» назвал Чацкого победителем и «застрельщиком» всего нового. Благодаря таким как этот герой, осуществляется движение жизни, несмотря на то, что им уготовлено «горе от ума». Обновлено: Опубликовал(а): Маргарита Карасева Внимание! Спасибо за внимание.
|
|