|
Вы здесь: Критика24.ру › Античная литература
Анализ «Нравственные письма к Луцилию» Сенека (Античная литература)Наибольшее распространение в императорском Риме, как в республиканском, получила «философия жизни», т. е. стоицизм. Художественным оружием деятелей литературы стал «новый стиль». Главным стоиком этого времени являлся Луций Анней Сенека, писатель-провинциал, выходец из Испании, известный своими философскими трактатами и трагедиями. Итоговым произведением Сенеки в духе стоицизма являются «Нравственные письма к Луцилию», в котором затрагиваются различные этические и моральные темы (милосердие, совесть, добродетель, знание, порокои т. д.). Письма представляют собой «целый курс практической морали», руководство нравственного самосовершенствования. В произведении наблюдаются две сквозные темы: размышления о стоическом мудреце и о смерти как проявлении свободы. По мнению Сенеки, стоический мудрец единственный хозяин своей судьбы: «Пока смерть подвластна нам, мы никому неподвластны» (письмо 91). Если человек лишается свободы, т. е. попадет в рабство, то самоубийство оправдывается его положением. Примеры таких поступков мудрецов доказывают утверждение, что «к свободе повсюду открыты дороги, короткие и легкие... Никто не может навязать нам жизнь, и мы в силах посрамить нужду» (письмо 12, 11). В письме 70 Сенека рассуждает о самоубийстве Сократа и задается вопросом: стоит ли дожидаться казни и не брать чужое дело в свои руки или же «спешить навстречу» смерти. «Смерть всегда тем хуже, чем дольше», — к такому выводу он приходит. Если есть выбор умереть быстро и легко, то самоубийство не осуждается, а допускается (письмо 70, 11). Таким образом сбрасываются «цепи рабства» и человек обретает свободу. Обновлено: Опубликовал(а): Габриелян Светлана Внимание! Спасибо за внимание.
|
|