|
По какой причине Молчалины блаженствуют на свете? по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)Молчалин — типичный представитель фамусовского общества, тихий, смиренный, удобный для людей, которые могут помочь ему продвинуться по карьерной лестнице. Он готов на всё, чтобы быть на хорошем счету у нужных людей, и это одно из его главных отличий от Чацкого, не признающего чинов, лести, услужливости. Основная роль Молчалина в данном произведении — противостоять Чацкому, служить примером человека, которому незнакомы понятия честь и благородство, который хочет власти и ради её достижения на время станет тенью, безлико угождающей высокопоставленным людям. Чацкий же готов кричать о несправедливости системы, царящей в московском обществе, даже если после этого его объявят безумцем. С раннего детства Молчалин был приучен вести себя так, как того хочется высшему свету, дабы когда-нибудь стать его частью.
Молчалин действительно следовал заветам своего отца: он искал выгоду во всём, даже в любви, изворачивался и хитрил, лишь бы стереть с себя клеймо безродного, пробиться на вершину иерархии, держащейся на лести и чинопочитании. Несомненно, большое влияние на личность Молчалина, его чёрствость, холодность и корыстность оказало именно его детство. Каким Молчалин воспитывался, таким он и вырос — бездушным льстецом и лицемером. Молчалин в самом деле лицемер. Его истинная сущность раскрывается лишь наедине с Лизой: девушка вынуждена видеть его пошлость, грубость и наглость. Он не притворяется перед ней, служанкой, которая ниже по статусу и никак не может повлиять на чьё-то положение в обществе. В то же время перед Софьей, дочерью хозяина, он ведёт себя совсем иначе: тихо и скромно, мгновенно становится героем её любимых французских романов, но отнюдь не потому, что испытывает по отношению к ней какие-то чувства. Он низок в стремлении найти выгоду в любви, угодить, подстроиться, получить покровительство, и романтичная и ветреная Софья довольно быстро одаривает его своим расположением.
Именно таким представляет его Софья вплоть до самого конца пьесы. Перед Фамусовым, Хлёстовой и другими полезными для него людьми Молчалин ведёт себя как можно более почтительно и угодливо: он унижается всеми способами, чтобы оставить о себе приятное впечатление. «Жалчейшее создание», — восклицает Чацкий, однако общество принимает Молчалина. И дело именно в его покорности и подхалимстве — люди любят, когда им угождают, как это делает он. Поэтому этот жалкий, бедный духовно человек никогда не опустится на самое дно — со временем он найдёт своего покровителя. Этого нельзя сказать о Чацком, изгое общества, слишком гордом и принципиальном: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Каждый считает другого жалким, убогим, будучи полными противоположностями друг друга. Молчалин пытается дать Чацкому советы, что и вовсе оскорбляет представителя «века нынешнего». Молчалин участвует в развитии всех конфликтов, представленных в данном произведении: и в любовном, и в общественном. С помощью образа Молчалина Грибоедов показывает, как люди могут пытаться использовать любовь ради достижения своих целей, создавать её искусственным образом, играть роль идеального любовника, смешав само понятие чистой, искренней любви с грязным стремлением выслужиться. Для таких людей, как Молчалин, любви не существует: они любят только власть и деньги. В ходе общественного конфликта Молчалин становится частью и фамусовского общества, не готового к переменам, о которых говорит Чацкий. Несмотря на молодость, Молчалин также относится к «веку минувшему», считает мысли Чацкого нездоровыми и неправильными. Таким образом, читатель понимает, что в «Горе от ума» люди делятся отнюдь не по возрасту на «век минувший» и «век нынешний»; важна идеология, которая принимается ими, их цели, то, что они считают в жизни главным. Молчалин — хитрый лицемер, пустой, равнодушный ко всему, кроме карьеры. Он жалок и убог, потому что его внутренний мир беден — для счастья ему нужен только успех в обществе. Ограничен, подобострастен, расчётлив и двуличен. Такие люди были и есть в обществе всегда, они находили покровительство, но никогда не могли заслужить искренней симпатии, рано или поздно открывая свою истинную сущность. Возможно, Чацкий был прав, когда говорил, что люди, подобные Молчалину, не заслуживают любви. Ведь сами на любовь они неспособны. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия Внимание! Спасибо за внимание.
|
|