|
Почему жанр поемы «Гроза» часто определяется как «русская трагедия»? (Островский А. Н.)Александр Николаевич Островский – известный русский писатель и талантливейший драматург XX века. Его творчество стало важным этапом в формировании современного русского национального театра. Произведение «Гроза» было написано им в 1859 году и стало настоящим символом «русской трагедии». Его созданию предшествовало путешествие Островского по Волге, некоторое время даже считалось, что сюжет пьесы был написан под влиянием реальной истории, свидетелем которой якобы стал писатель. «Гроза» повествует нам о жизни вымышленного города Калинов, стоящего на Волге, который играет центральную роль в произведении. Он представлен как серое, ленивое, душное место, в котором вся жизнь, как будто, замерла. На его фоне разыгрывается история Катерины, девушки, выданной замуж за Тихона Кабанова. В семействе Кабановых всем заправляет мать мужа — Марфа Игнатьевна, которую в городе за характер прозвали Кабанихой. Катерина влюбляется в молодого человека — Бориса Григорьевича, который, в свою очередь, также влюблён в девушку. После уезда Тихона они встречаются, о чем верующая и богобоязненная женщина рассказывает мужу в присутствии его матери. После измены жизнь Катерины становится невыносимый, личная проблема её семьи выносится на люди, в городе все прознают про неё. Вскоре Борис уезжает, а девушка, не вынеся муки совести и давление Кабанихи, совершает самоубийство, бросившись в Волгу. Таким образом, в данном произведении мы видим сюжет чистой трагедии — невозможная любовь женатой девушки, которая в итоге приводит к очень страшным последствиям. Другой заметной чертой данного типа литературы является определенный конфликт, который можно заметить в конкретном случае между обществом патриархальным и молодым. Олицетворением первого является Кабаниха, с ее замашками средневековой рабовладельщицы. Островский наделил эту героиню своеобразной манерой речи, свойственной старому поколению с консервативными взглядами («…Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!..»; «Ломаться то нечего! Должно исполнять, что мать говорит. . . »). Ей противопоставляется живая и энергичная Катерина — сильная и неординарная личность, которая постепенно увядает в «мертвом» доме нерадивого мужа («Такая я уж зародилась горячая!..»; «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь»). В конечном итоге, девушка совершает самоубийство, что является типичным сюжетным поворотом трагедии. Но все же «Гроза» не обычная трагедия, а именно «русская». Через все повествование Островский красной нитью прокладывает проблемы русского общества, России. Центральными героями большинства пьес Островского являются купцы — типичные представители русского мира. «Гроза» — не исключение, ведь Кабаниха родом именно из купеческой семьи. Также писатель показывает в своем произведении насущные проблемы его времени: приближающиеся необходимые изменения яро отвергаются консервативными слоями общества, но молодость все равно побеждает старость. Так и в трагедии — Кабаниха, чуя наступление нового времени, больше и больше ругает свою молодую невестку, но даже смерть Катерины не может положить конец наступлению иной эпохи. Чисто русским является и образ Калинова — ленивый уездный городок, в котором жизнь течет неспеша, а люди как будто ничем и не занимаются, отдавая всю свою жизнь бренности. Своеобразной является и речь героев, наполненная всевозможными народными поговорками и архаизмами («…Нельзя, матушка, без греха: в миру живем…», «…Далеко не ходила, а слыхать много слыхала…»). Подводя итог, можно говорить, что жанр «Грозы» часто определяется как «русская трагедия» вполне заслуженно, так как в произведении показан чисто трагедийный сюжет, воссозданный на фоне типичного быта России XIX века, пестрящий всевозможными характерными русскими элементами. Обновлено: Опубликовал(а): Дима Королёв Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|