|
Как проявляется проблема нравственного выбора в «Мастере и Маргарите»? (Булгаков Михаил)«Мастер и Маргарита» — бессмертный и самый известный роман Михаила Афанасьевича Булгакова, официально вышедший лишь в 1967 году, уже после гибели автора. Многие литераторы определяют жанровую форму произведения, как магический реализм, обращая внимание на явную мистификацию происходящих событий, а также религиозные мотивы. Действие книги условно делится на три сюжетных линии: проделки «демонов» во главе с Воландом, история любви главных героев и роман Мастера, представляющий историю Иешуа Га-Ноцри. М. А. Булгаков в «Мастере и Маргарите» рассматривает множество тем, одной из которых становится проблема нравственного выбора. Во второй главе «Понтий Пилат» мы наблюдаем за явлением арестанта Иешуа, якобы настраивавшего народ разрушить ершалаимский храм, к игемону, римскому прокуратору. Понтий Пилат должен был вынести смертный приговор Синедриона, но одного из четырех приговоренных, в числе которых был Га-Ноцри, мог помиловать. В этом и заключается суть представшего перед ним выбора. Слова пришедшего странника, который отличался от остальных преступников своей невиновностью, заинтересовали прокуратора. Истины, что он проповедовал, удивляли: «злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые», «правду говорить легко и приятно», «всякая власть является насилием над людьми». Последняя мысль более всего испугала игемона. Опасаясь потерять свой контроль над государством и разрушить карьеру, он оглашает решение, за которое впоследствии его будет мучать совесть — казнь Иешуа. Если говорить о главных героях, то ради своего возлюбленного Маргарита идет на отчаянный поступок, совершает сделку с Дьяволом. Интересным является эпизод бала сатаны, гостями которого становятся грешники. Там же Маргарита встречает молодую девушку Фриду, чьи умоляющие глаза вызывали сожаление и чьё имя назойливо крутилось в голове у героини после встречи. Узнав историю греха Фриды, главная героиня не может думать ни о чём другом, поэтому, когда Воланд предоставил Маргарите возможность в благодарность за проведение бала что-то для себя получить, она попросила не вернуть ей Мастера, а перестать подавать Фриде платок. Несмотря на то, что весь свой смысл жизни она видела в возлюбленном, такие человеческие чувства, как сострадание, милосердие, гуманность, не были ей чужды. Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что судьба нередко заставляет каждого из нас совершать нравственный выбор. В романе Булгакова грань между Добром и Злом не является стертой, каждый герой несет ответственность за своё решение, сделанное по сердцу или, наоборот, против совести и общечеловеческих принципов. Обновлено: Опубликовал(а): Софья Резвых Внимание! Спасибо за внимание.
|
|