|
17. Почему главный герой романа М. А. Булгакова — Мастер — не называется в тексте по имени? (ЕГЭ по литературе)«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова — уникальное произведение, поражающее читателя слиянием фантастических элементов (повествование о свите Воланда, превращение Маргариты), с изображением современной действительности (порочность москвичей, равнодушие литературных деятелей). Кроме того, автор не только обращается к мистическим и реальным деталям, но и использует вечные образы в ершалаимских главах. Примечательно, что Булгаков в одном произведении соединил два романа: история о москвичах и Воланде не связана с повествованием о Понтии Пилате. Композиция «роман в романе» позволяет писателю разделить произведение на две самостоятельные части и «отдать» авторство одной из них главному герою Мастеру. Роман Мастера о Понтии Пилате лишён иронии и сатиры, характерных Булгакову при описании жизни москвичей. Мастер будто существует обособленно от романа, он не обычный герой из книги, его образ «выходит за рамки» произведения. Но почему же Булгаков не дал имени столь значимому персонажу? В чем заключается смысл отсутствия человеческого имени у героя? Во-первых, Мастер сам отрекся от своего имени. Общаясь с Иваном Бездомным в лечебнице, он говорит, что отказался от своей фамилии, как и от всего, что есть в его жизни. Мастер отрекся от написанного им романа, не сумев выдержать несправедливую критику в лице Латунского. Он отчаялся, смирился с равнодушием людей, сжег гениальное произведение. Когда он уничтожил свое творение, он отказался от писательского дара, от предназначения, предначертанного ему свыше. Булгаков не называет Мастера по имени, потому что герой отказался от величайшего романа о Понтии Пилате, поддавшись мнению людей. Мастер должен был отстоять свое творение, невзирая на осуждение «толпы», но он сдался, отчаялся, и в этом заключается его грех. Отказавшись от романа, герой отрёкся от своего имени, от жизни в целом (поэтому автор всегда называет персонажа «мастером» с маленькой буквы, подчеркивая его неспособность противостоять общественному мнению). Во-вторых, образ Мастера собирательный, в нём воплотились черты, свойственные многим гениям, творцам. Назвав Мастера человеческим именем, Булгаков бы конкретизировал его образ, сделал бы его реальным. Но в Мастере читатель видит обобщенный облик гения: он отвергнут обществом, обладает уникальным мировоззрением и создает нечто прекрасное, что понимают лишь немногие. Неслучайно «Мастером» назвала героя именно Маргарита: подарив ему шапочку с вышитой буквой «М», она передала творцу свою любовь и веру в его гениальность. Имя Мастер возникло от огромной искренней любви, которая необходима любому творцу. Именно эта любовь спасает его от отчаяния и придает сил создавать величайшие произведения. Мастер — имя каждого гения, каждого отвергнутого творца, который старается приносить в мир людей добро и истину. В-третьих, образ героя близок к святому, обычное имя «приземлило» бы его, сделало бы равным всем людям. Мастер, подобно Иисусу Христу, является «революционером»: он говорит истину людям (его роман обращен к вечным проблемам, связанным с противостоянием добра и зла, совести и раскаяния, с размышлениями о сущности человека). Но его так же, как и Христа, осуждают, его идеи не принимают: показав свой роман критикам, он оказался отвергнутым современными литераторами (особенно безжалостна была отрицательная статья Латунского). Как и у Христа, у Мастера есть ученик – Иван Бездомный. Писатель, в начале романа создающий произведения в угоду правительства, после разговора с Мастером начинает понимать, как ошибался в своих взглядах на жизнь и литературную деятельность. Образ Мастера — неземной, возвышенный, святой. Человеческое имя не позволило бы ему стать в глазах читателя столь приближенным к Богу, к высшей истине. В заключение хочется сказать, что Мастер так или иначе присутствует во всех «трех мирах» романа: он пишет произведение в Москве на Арбате, появляется перед Воландом после «бала Сатаны», является автором ершалаимских глав. Сделав образ Мастера связующим, Булгаков подчеркивает свою идею о непобедимой силе искусства. «Рукописи не горят» — говорит Воланд со страниц «Мастера и Маргариты», а Булгаков соглашается с ним, но добавляет, что нужно бороться за свое творчество и не бояться противостоять мнению большинства. Обновлено: Опубликовал(а): Эля Съёмщикова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|