|
Вы здесь: Критика24.ру › Английская Литература
Озерная школа (Английская Литература)Вордсворт (WORDSWORTH) (1770—1850), КОЛРИДЖ (COLERIDGE) (1772—1834), ' САУТИ (SAUTHEY) (1774—1843) — английские поэты, объединенные общим названием "озерная школа" или "лейкисты" (от англ. lake — озеро). Некоторое время они жили в краю, который славился своими озерами, — Кемберленде ХСев. Англия). Все трое с восторгом встретили Французскую революцию, в идеях которой их привлекали этические ценности. Под ее влиянием Колридж и Саути мечтали уехать в Америку и создать там коммуну "Пантисокра-тию". Вордсворт считал проект утопическим и хотел заняться улучшением жизни крестьян в Англии. С этой целью он собирался издавать журнал "Человеколюб". После якобинского террора1 все они разочаровались в революции. Основные принципы поэзии "лейкистов" сформулированы в "Предисловии" ко второму изданию "Лирических баллад" (1800). Они утверждают превосходство Воображения над просветительским Разумом. С помощью фантазии и интуиции поэт может глубже проникнуть в суть вещей и характеров. Вордсворт подчеркивает и воспитательную функцию искусства. Поэты — пророки и законодатели общества, они несут моральную ответственность за судьбы людей. Поэзия "лейкистов", при неповторимом своеобразии каждого, имеет общее: опираясь на народное творчество, они писали "для всех, языком, доступным каждому" (Вордсворт). А.С.Пушкин приветствовал ориентацию поэтов "озерной школы" на народную балладу: "Произведения английских поэтов исполнены глубоких чувств и поэтических мыслей, выраженных языком честного простолюдина". Отличительные признаки литературной баллады "лейкистов" — лиричность и драматизм. Главные герои — простые люди, хранители многовековых традиций. Основным предметом поэзии Вордсворта стала сельская жизнь. По мнению поэта, в простой обстановке и обыденных ситуациях ярче раскрываются человеческие страсти. "Пасторальные" баллады2 Вордсворта рассказывают о тяжелом положении крестьян и их семей: о горе человека, который должен зарезать последнюю овцу и его дети будут обречены на голодную смерть ("Последняя из стада"), об отчаянии девочки, оказавшейся против воли в городе и тоскующей по родным местам ("Мечты бедной Сьюзен"). Иногда предметом размышления поэта становились обычные картины природы: непритязательные цветы, веселая бабочка, маленькая птичка. Согласно Вордсворту, природа помогает жить, дает радость и успокоение. Если Вордсворт через незначительные ситуации изображает сильные чувства, то предметом поэзии Колриджа становится необычное и сверхъестественное. В своих балладах он показывает, как тайна врывается в нормальное течение жизни и нарушает ее. Повествование о судьбе старого моряка — героя баллады Колриджа "Сказание о старом Мореходе" — пронизано атмосферой страха и ужаса. История жизни простого человека, совершившего преступление и раскаявшегося в содеянном, ярко выражает авторскую мысль — возлюбив природу, осознав ее божественность, человек может возродиться к жизни. В поэме "Кристабель" Колридж изображает встречу молодой девушки Кристабель с прекрасной Джеральдиной, в глазах которой светится змеиный огонь. До сих пор образ таинственной Джеральдины вызывает споры: находится ли она под влиянием колдовских чар или же сама их воплощает. Мир баллад Саути — таинственный и загадочный. Саути увлекает сказочность фольклора, что проявляется при изображении ведьм, кровожадных призраков, чертей и мертвецов. "Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне и кто сидел впереди" основана на мотиве борьбы дьявола за человеческую душу. Однако сверхъестественные образы и ситуации, используемые поэтом, не вызывают ужаса и страха. Для баллад Саути характерно искусственное нагнетение драматизма ("Предостережение хирурга") и выделение дидактического3 начала ("Суд божий над епископом"). Обновлено: Опубликовал(а): Nikotin Внимание! Спасибо за внимание. |
|