Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как вы понимаете знаменитый спинозовский афоризм «Свобода есть познанная необходимость»? (Сочинение на свободную тему)

На первый взгляд, понятия «свобода» и «необходимость» совершенно противоположны: первое никак нельзя объяснить через второе, и наоборот. Такое умозаключение обусловлено тем, что для современного человека воля выражается не в необходимости какого-либо действия, а в проявляемом к нему желании. Несколько иного мнения на этот счёт был Б. Спиноза: метафорически сравнивая человека с камнем, которому доступно осознание своего падения, он порождает весьма парадоксальную логическую цепочку. Свободное падение есть постижимая свобода, однако так как камню нельзя не падать (таково изначальное условие), осознавать её можно только как необходимость. В «Этике» — большом философском сочинении нидерландского мыслителя — написано следующее: «Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой».

Под эту категорию, увы, не попадают представители homo sapiens, ибо, согласно Спинозе, воля человека есть не более чем проявление отдельных, отчасти беспричинных желаний, порождающих мнимую свободу. Людям свойственно считать, что они «действуют свободно, потому что не знают, какими причинами обусловлены их влечения». Исходя из этого, можно постулировать, что воля есть причина не свободная, а необходимая, чем-либо подкреплённая. Камню, ровно как и человеку, неизвестен повод происходящего с ним, отчего резонно возникает вопрос: сведения о свободе или, напротив, о несвободе даёт осведомлённость об истинной причине происходящего?. .

Кроме яркой и наглядной метафоры, Спиноза предлагает теорию об аффектах, без коих нельзя говорить о свободе в целом. Душевная страсть (аффект) — это «смутная идея, в которой душа утверждает большую или меньшую, чем прежде, силу существования своего тела или какой-либо его части и которой сама душа определяется к мышлению одного преимущественно перед другим». Любой такой порыв, несомненно, имеет свои причины, человеку недоступные. Аффект есть свободная ошибка, недостойная совершенного Бога. Подобная свобода для Спинозы носит отрицательный характер, поскольку под влиянием этих самых душа человека становится пассивной. Лечиться от этой язвы необходимо путём осмысления аффектов и понимания своей предельной несвободы.

В контексте спинозовского мира свободен только Бог. Он — причина необходимости не только отдельно взятых вещей, но также свободная причина самого себя. Человек вообще обусловлен Богом. Для того чтобы ему перестать быть обыкновенным «разумным камнем» и встать на путь спасения и блаженства, он должен приблизиться к единственно свободному Богу — самопознанием собственной души (посредником между беспричинной субстанцией и человеком).

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.