|
Как соотносятся две легенды в рассказе «Старуха Изергиль»? (Горький Максим)В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» три сюжетных линии: легенда о Ларре, воспоминания Изергиль и легенда о Данко. Они во многом отличаются друг от друга, но во всех трёх фигурирует смерть и жестокость. Ларра в силу своего эгоизма, гордости, чрезмерного самолюбия не мог адаптироваться в обществе, примириться с мыслью о том, что нужно уважать других людей и их личные границы. Ему самому никто ничего не должен, однако он убеждён в обратном. Неспособность поменять своё мышление и взгляды привели его к бесконечным скитаниям и страданиям. С одной стороны, он получил полную свободу. Гуляет, никого не трогает, нет старейшин с правилами, Ларра сам себе хозяин. Да вот только то, что дается легко — похищенный скот и женщины — быстро надоедает. Поведение Ларры детское, ведь дети хотят получать то, что им нужно, просто так и гневаются, если их желания остаются неисполненными. Взрослый же человек, адаптированный в социуме, понимает, что надо брать на себя ответственность за совершенные поступки, он просчитывает риски. В этом смысле в Ларре есть доля инфантилизма. Данко, на первый взгляд, кажется абсолютно противоположным героем. Если Ларру больше всего беспокоит его собственное благо, то герой другой сюжетной линии старается для остальных людей. Нетерпеливые соплеменники не хотели понимать Данко. Стремясь угодить другим ценой собственного комфорта, он попал под давление общества, в котором находился. Когда глаза Данко вспыхнули, никто даже не подумал о чём-то светлом. «Он зол, мы зли на него — надо убить» — вот так примитивно подумали люди, которых спасал Данко. Внутри него горел спасительный огонь, бушевало благородство и желание помочь, но никак не обратное. Данко в отличие от соплеменников понимал намерения других людей и решил, что спастись от неблагодарных невежд, избавиться от этого давления можно только с помощью света его необычайно доброго сердца. Если взглянуть поверхностно, то Ларра и Данко — чёрное и белое. Однако не всё так однозначно. Оба героя жаждали свободы, вот только Ларра обрек себя на мучения просто так, в то время как Данко подарил светлое будущее остальным ценой своей жизни. Свобода — это не вседозволенность, это нечто более глубокое. Это скорее о независимости собственных суждений, возможности выбора, готовности брать на себя ответственность, иначе это вольность, подобная билету в один конец, если не подкреплять её осознанностью, как это делал Данко. Он был именно свободным, в то время как Ларра стал рабом своих импульсов, пустых желаний, зная, что их можно воплотить в жизнь. Обновлено: Опубликовал(а): qqquiller Внимание! Спасибо за внимание.
|
|