|
Скандинавский эпос (*Общие критические статьи)Скандинавский и англо-саксонский эпос внутри народной литературы. Кельтский эпос на территории Ирландии. Скандинавский эпос (северный континент). Особенность в том, что он даёт уникальный образец того, как существуют языческие видения. Язычество существовало на стадии 5-10в. Принятие христианства европейскими племенами - с 7в нашей эры. Язычество – это своеобразные качества ранней средневековой литры. Было основной верой древнегерманских племён, представление о которой мы имеем благодаря дошедшей до нас эпической поэзии «Старшая Эда». Записан был памятник в Исландии в 13в монахами, издан - в Швеции в 17в. Основные традиционные циклы для древнего эпоса: Мифологическая линия, дидактическая и героическая. Мифологический цикл – представления древних скандинавов о том, как произошёл миф, как он устроен; какова судьба мира. Основной памятник цикла: «Прорицание вёльвы». Представлен в стихах. Древние скандинавы представляют мир в образе дерева – ясеня, который имеет клон (ствол корня). Крона мирового древа ограничивает скандинавскую вселенную в пространстве. Ствол создаёт мировую связь. Ствол и корни вместе – это устойчивость. Кроме этого, есть три мировые зоны: ветви – асгарт, ствол - мидгарт, корни – утгард. Асгарт – жилище Богов на небе, Мидгарт – мир людей на земле, Утгард – пространство, противопоставленное земле и небе (карлики, великаны, мертвецы). Предводитель богов на Асгарте – Один, он верховный бог скандинавов. Считается отцом богов и людей. Живёт в золотом чертоге – Вальхалле, стоящем в центре Асгарта. Один покровительствует войне, поэзии и магии. Важное место занимает один из сыновей Одина – Тор, покровительствующий земледелию и защищающий людей от великанов. Жена Одина – богиня Фрейя, покровительствует домашнему очагу. Один из самых известных обитателей Асгарта – Луки. Он противопоставлен асам (основной группе богов) и при этом является их помощником и советником. Люди в Мидгарте – союзники богов. Мидгарт – плоский остров, находящийся в океане. Есть стена, отделяющая Мидгарт от Удгарта – сама вода. Великаны – жестокие гиганты, противопоставлены людям и богам. Обитают в стране Йотунхейм. Великаны живут в недрах гор и все богатства этих гор принадлежат им. Мертвецы если не умерли достойно на поле боя, то попадают в страну мёртвых Хель (Хёль). Также в Утгарде живут Тролли. Как произошёл мир? Здесь мы говорим о древнескандинавской космогонии, в которой мир представлен в двух проекциях – вертикальной и горизонтальной. Как и греческая, космогония начинается с описания Хаоса, только если в греческой мифологии это было смешение природ, не было чёткого разграничения, всё было в первоначальном аморфном состоянии, то в древнескандинавской космогонии мы видим две бездны: бездну огня и бездну льда. Из инея возникает первосущество – великан Имир, предводитель всех великанов. Был убит Одином и его братьями, а гигантское тело Имира было расчленено, и из его частей возникли все необходимые элементы космоса (небо, земля, облака, леса и т. д. ). Один и его братья становятся первыми асами, а женитьбы Одина на Фрейе позволяет нам посмотреть племена богов. Происхождение людей. Три варианта: 1 – людей создал бог света Хеймдалль; 2 – людей создали карлики, чтобы позабавиться; 3 – люди являются потомками Аска и Эмблы (ясень и ольха). Это два куска дерева, которые были оживлены богами. Судьба мира. Скандинавским миром правит судьба, а не боги. У Богов нет всевиденья, они не всемогущи; также не обладают смертью (то, чем обладали греческие боги). Гибель богов предопределена (Рагнарёк). Боги сами навлекли на себя гибель, так как нарушили клятву, которую когда-то дали великану, построившему стену Асгарта. Гибель богов = гибель мира. В это день, который назывался Рагнарёк, волк Фенрир вырвется из пут и убьёт Одина. Мировой зверь набросится на мир людей Мидгарт, однако его убьёт Тор, который сам же и погибнет в этом бою. Воины Одина сразятся с мертвецами, боги - с великанами, однако мир погубит не битва Асгарта и Мидгарта с Утгардом, а подземный огонь, который вырвется на свободу и разрушит все три мировые зоны. Погасит это всё потоп, после которого начнётся новый мировой цикл. Героические линии/песни. Повествуют о подвигах людей. Многие из сюжетов «Эды» станут потом основой для многих поздних произведений литературы. Жанр героического эпоса, когда мы говорим о «старшей Эде», имеет ряд особенностей: 1) Героический эпос основан на исторических событиях, но искажён до неузнаваемости; 2) Преобразуется историческая основа однотипно, событие здесь незначительное, периферийное, оно превращается во всемирно-историческое, гигантское по масштабам; 3) Подлинные события, положенные в основу героического сюжета, как правило, берутся не из истории народа, который создал этот эпос. Все примеры можно соотнести с «Илиадой», т. к. героический сюжет заимствован не из истории скандинава; в основе здесь лежит эпоха Великого переселения народов и сохраняется память об уничтожении Аттилы в 5 веке. Это событие, отражающее войну германцев с Римом, не является всемирно-историческим, но именно оно даёт начало германскому эпосу. В «Старшей Эде» есть целый ряд самостоятельных героических песен, которые все связаны воедино благодаря общему мотиву – мотиву «рокового золота». В повествовании есть два сюжетных ядра: героико-мифологическое (эпизоды конфликта) и героики-историческое (эпизоды сватовства, пира, оппозиция среди героев). Если говорить о дидактическом цикле, то его единственный памятник – «Речи высокого», (Высокий, т. к. это одно из основных прозвищ Одина). В нём определено два вида мудрости, которым учит людей Один: правила житейской мудрости и магической. В житейской противопоставляются ум и глупость. Мудрый должен понять призывы, осознать, что такое безопасность, понимать, что это та безопасность, которой пользуются боги за стеной Асгарта. Магическая мудрость – это знание рун, которые были получена Одином очень дорогой ценой, потому её следует отличать от магического знания судеб мира, которым обладает Вёльва. Магическая такая же практическая, как и житейская. Знание рун даёт власть над тёмными свойствами вещей; если мы знаем их, то сможем, например, спасти корабль в бурю, успокоить пожар и т. д. Один делился со своими слушателями этими знаниями. Что представляет собою «Младшая Эда»? Была найдена раньше старшей. Содержание позволяет увидеть нам продолжение тех историй, которые потом будут обозначены в «Старшей Эде». В старшей – события 10в, в младшей – события начала 13в (примерно 1222-1225гг). Авторство приписывается Снорри Стурлусону. Написано для тех, кто хочет изучить язык поэзии, излагаются старинные языческие мифы. Обновлено: Опубликовал(а): Ева Полодухина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|