|
Мир русской поэзии конца ХIХ - начала ХХ века (ЕГЭ по литературе)Русская поэзия конца XIX - начала XX века оставила огромный след во всём литературном процессе современности. Если говорить о самом рубеже веков, то стоит сказать, что на тот момент история развивалась в невероятно бешеном темпе. Изменения происходили во всех сферах общественной жизни: совершались технологические прорывы, открывались новые законы природы, активно развивался театр, создавались невероятные художественные холсты в совершенно новых стилях и направлениях. Человек просто не успевал следить за всеми открытиями, которые происходили рядом с ним. То, что раньше считалось прекрасным — вульгарно, и наоборот. Об этом свидетельствует и литература, которая четко закрепилась в значении серебряного века. Для того, чтобы убедиться в этом, необходимо обратиться к произведениям конца XIX - начала XX века и проследить тенденцию, так называемого, рубежа веков. Так, в лирике Николая Степановича Гумилева — основателя такого литературного направления, как акмеизм, можно ярко рассмотреть некоторые проявления рубежа веков. Например, в стихотворении “Шестое чувство”, лирический герой размышляет о предназначении духовных ценностей, ведь то, что материальные блага прекрасны — сомнений нет. Но что же делать с тем, что внутри тебя? На первый взгляд кажется, что это типичное стихотворение, схожее с темой предназначения поэта и поэзии, но суть акмеизма — в истинном значении слова, а значит здесь стоит обратить внимание на форму стихотворения. Вся “начинка” литературы рубежа веков заключается в том, что читателю не воспроизводится готовая картинка образа. Каждый сам доходит до нее в той или иной стадии духовного развития. В данном стихотворении, шестое чувство — умение наслаждаться духовным. “Кричит наш дух, изнемогает плоть, // Рождая орган для шестого чувства”. В данном фрагменте мы можем проследить мысль, что то самое “шестое чувство” можно обрести лишь через муки и страдания, это четко прослеживается в метафоре: “под скальпелем природы и искусства”. Образ буквально сам собирается по фрагментам в голове читателя. И это действительно удивительно. Ещё один пример — это элегия Николая Степановича Гумилева “Заблудившийся трамвай”. На первый взгляд оно кажется чем-то абсурдным, ведь даже само название — полнейший оксюморон. Но чем дальше вы погружаетесь, тем страшнее рисуются фрагменты в вашей голове, ведь даже Машенька, возлюбленная лирического героя, — это собирательный образ дореволюционной России. Лирический герой осознает, насколько дорога ему “Машенька” только после того, как теряет её: “Я никогда не думал, что можно так сильно любить и грустить”. Тенденция изображения мира во всем его многообразии раскрывается на протяжении всего монолога лирического героя и сопровождается она соответствующими метафорами: “он заблудился в бездне времен”. Это и есть проявление одного из течений серебряного века — акмеизма. Необычные мотивы поэзии рубежа веков мы можем проследить и в лирике Ивана Алексеевича Бунина. Так, например, в стихотворении “Аленушка” наше привычное восприятие героини сталкивается с совершенно новой бунинской трактовкой: “Мала, мала, Аленушка, а пьёт с отцом — до донушка”. В таком необычном для нас ключе Бунин изображает драматическую любовную историю, которая в конечном итоге принимает вселенский масштаб, ведь из-за любовного неудовлетворения героини происходит поджог леса. Ирония здесь смешивается с различными средствами выразительности так, что в итоге получается схожесть с русской народной песней. Таким образом, можно сделать вывод, что русская поэзия конца XIX - начала XX века — это действительно удивительное начало чего-то нового, человек серебряного века жил в ожидании социальных изменений и писал об этом в совершенно новой трактовке, индивидуальной и уникальной. И в этом весь рубеж веков. Обновлено: Опубликовал(а): Мария Тимофеева Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|