|
Римский театр (Античная литература)В нём не было трагедий, нацелен на развлекательность: комедии Плавта — нет глубины проблематики, морализатора. Востребованы тексты малых форм — римская эпиграмма, востребована и актуальна, спонтанна. Один из самых известных представителей римской литературы— Вергилий. К нему обращались в течение последующих веков, на примере его произведений учили классическую латынь. Например, Онегин знал из «Энеиды» два стиха. «Энеида» — попытка создать национальный эпос в римской литературе. Творчество Вергилия весьма противоречиво, на него много пародий, например, у Котляревского, украинского поэта. Проблема искуственного эпоса — сложный феномен. Историческая и культурная ситуация в 1 в. до н. э. в Риме. 44 год до н. э. — убийство Юлия Цезаря, гражданские войны — Октавиан Август победил убийцу Цезаря, а позже Марка Антония и Клеопатру. Благодаря высокому авторитету получил титул консула, в 27 году Сенат дал ему божественный титул. Божественное происхождение необходимо было закрепить в культуре, что и делал Вергилий. Октавиан делал многое для прекращения войн, перехода к хоз. деятельности, также заботился о нравственности римских граждан. Октавиан и Вергилий были знакомы и дружили, талант Вергилия ценился римской властью. Вергилий был скромным и застенчивым, сын богатого землевладельца, чей надел отобрали в смуту, но благодаря Октавиану собственность семьи вернули. Вергилий был далёк от политики, но некоторые философские и политические мотивы органично вписываются в его идиллиях, также в его эклогах присутствует автобиографический элемент. Вергилий никогда не был запрещён, его принимала католическая церковь, поскольку в его стихах трактовали библейские мотивы. «Энеида» — определённый диалог с Гомером, ориентация на Гомера в мотивах героев, композиции, основном материале. В «Энеиде» 12 частей. Объясняется, откуда пошёл род Юлиев — от богини Венеры. Первые 6 частей — ретроспективная композиция. В «Энеиде» есть развёрнутые цитаты из гомеровского текста; есть Сцилла и Харибда, гарпии, героев преследует гнев богов (Посейдона и Юноны), схожие боевые эпизоды. Не пассивное цитирование – у Вергилия несколько иные задачи. Эпос отличается проблематикой: у Гомера рассказ музы, у Вергилия есть образ рассказчика. Вергилий опирается на мифологический материал, но вписывает в прошлое современность с актуальной проблематикой. Он отходит от объективности эпоса — римляне и карфагеняне враждуют из-за Юноны, покровительница Карфагена. Так Вергилий объяснил необходимость Пунической войны, любовь Дидоны, ливийской царицы, к Энею — политическое обоснование претензий римлян на африканские земли. Вергилий считает преступниками греков, которые взяли Трою лишь хитростью с помощью деревянного коня. В отличие от Гомера, считает греков и троянцев неравнозначными. Подробное описание Ахиллеса — сына кровожадного Пелея, который жестоко убил Приама и его маленького сына. Идеальный эпический герой: у Гомера это Ахиллес и Гектор, Эней таким героем не является — идеальный герой должен до конца биться за свою землю: либо победить, либо погибнуть. Вергилий нашёл объяснение: Эней богобоязненный, он лишь по воле богов сбежал из горящей Трои. Каждый раз, когда Эней спасал свою жизнь, это объяснялось волей богов. Образ Дидоны: психологический конфликт между любовью к Энею и верностью родному Карфагену и погибшему мужу. По воле богов Эней покинул Дидону, чтобы создать свой новый город в других землях. Дидона в итоге покончила с собой, поскольку не смогла пережить расставания. 4 часть книги более похожа на тексты Еврипида по драматизации и накалу страстей. 6 часть — Эней спускается в Аид, вход в который расположен в Италии. Энея провожала Сивилла, раскрывшая ему пророчество. Присутствует политический подтекст — отсылка к современности, объяснение величия Рима и восхваления Октавиана Августа. 7-12 части — текст поход на Илиаду, битвы на италийской земле: противостояние Энея и Туна. Эней женился на царевне Лавинии, от них пошёл род римских правителей. Современность на мифологическом материале — идея «Энеиды». Вергилий был недоволен своей поэмой, даже хотел уничтожить текст, но не удалось из-за Октавиана. «Энеида» — очень логична, написана богатым языком. Преодолена тяжеловесность гомеровского гекзаметра, композиционно стройное и чёткое произведение. Гораций также входил в кружок поэтов (кружок Мецената). Овидий был сослан и не входил туда из-за намёка на свободную любовь в семьи самого правителя. Постклассический период — расцвет прозы в латинской лит-ре. Проза описывает судьбу одного человека, его переживания и проблемы. Апулей много путешествовал, изучал всё новое, побывал в разных частях римских земель. Получил риторическое образование, интерес к софистике, оккультизму. Апулей «Золотой осёл» — классический роман периода расцвета прозы. Изначальное название «Метаморфозы». Комический сюжет — превращение человека в осла. Огромное количество вставных новелл, разных по тематике и стилистике. Прослеживается нравственная проблематика, философско — аллегорическое содержание. Магистральный сюжет — приключения Луция; есть образ судьбы, для которой Луций является игрушкой. Задача Луция — избавиться от ослиного облика. Верховной богиней Апулей сделал Исиду из египетского пантеона. Именно она услышала мольбу Луция и помогла ему. Второй сюжетный метаморфоз, т. к. в облике осла герой имеет возможность узнать очень многое о людях, что они обычно скрывают. Обновлено: Опубликовал(а): Ева Полодухина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|