|
Вы здесь: Критика24.ру › Средние века и возрождение
Особенности мировоззрения и литературы Средневековья (Средние века и возрождение)Средневековая литература делится на три этапа: ранняя, зрелая и поздняя. Ранняя средневековая литература отличается сильными языческими элементами и мистицизмом. Примером служат такие произведения, как «Ирландские эпические песни» и исландский эпический сборник «Старшая Эда». В них наиболее ярко отразилось родоплеменное мышление, которое в то время главенствовало в обществе. В «Старшей Эде» героиня мстит второму мужу за гибель братьев. Кровная связь была важнее, чем брачные узы. Также в ранней литературе важную роль играли кельтские легенды и христианская религия. Например, кельтскую основу имеет сюжет о короле Артуре, «История святого Грааля» и «Сюжет о Тристане и Изольде», а также — «Сага о Кухулине». В этих сагах очень много волшебства и магии, в особенности словесной (проклятия, заклинания и злые песни): «Медб послала друидов, заклинателей и злых певцов к Фердиаду, чтобы они спели ему три цепенящие песни и три злых заклинания и наслали три нарыва на его лицо» (Бой Кухулина с Фердиадом). Зрелая литература средневековья делится на три сословия: духовенство, рыцари (позже дворяне) и горожане (позже буржуазия). И изменение мировоззрения по сравнению с ранней литературой средневековья можно проследить на одном эпическом сюжете «Старшей Эды» и «Песне о Нибелунгах». Но во втором произведении героиня мстит уже братьям за убийство мужа, т. к. брак — это часть социальной системы, который обеспечивал ей определенный социальный статус. В эпосе зрелого средневековья прослеживаются мотивы государственности, патриотизма, войны с иноземцами и иноверцами. Примеры: французская «Песнь о Роланде», испанская «Песнь о моем Сиде». В них преобладает историческая основа, характерная для зрелого средневековья. Но если Роланд бьется за религию (Вам объявляет Карл, владыка мой: / Коль примете святой закон Христов / Даст в лён вам пол-Испании король), то Сид сражается за освобождение родных земель: «Вот, Альвар Фаньес, мы и в изгнание, / Но с честью в Кастилью вернемся обратно». В зрелом средневековье основа искажается вымыслом, но уже в меньшей степени. Также, в эпосе зрелого средневековья имеют важное значение отношения между сеньорами и вассалами — вассалитет. Чтобы закрепить эту систему, необходимо было консолидировать и принципы чести: рыцарь служит не королю, а личности. В рыцарской культуре стала развиваться куртуазная (придворная) культура — поклонение любимой, её обожествление. Куртуазная любовь стремиться не к физическому обладанию, а скорее к духовному единению. Трубадуры воспевали эту любовь и создали новый тип поэзии, который стал основой культуры. Стремление к физическому обладанию — это низкая любовь. На почве этого возник новый жанр — рыцарский роман, в котором герой часто не мог достичь куртуазного идеала, а дама всегда была идеальна. Сюжеты таких романов были не историческими, а мир был близок к фэнтези. Пример: сборник рыцарских романов «Смерть Артура» Томаса Мэлори, который вобрал в себя все предшествующие сюжеты на артуровскую тему. Это конец собственной артурианы Мэлори, которая заключает легитимизацию власти за счет утверждения законности происхождения, мистического и героического компонентов. Также, есть национальный аспект — Мэлори утверждает образ короля Артура как представителя Британии, а не отдельного этноса. Эта литература открыла европейцам новый смысл любви: не как эротику, а как чувства. Куртуазная любовь помогла изменить социальные нормы: дамы получили некую степень свободы. Подводя итоги, в средневековье идеи античной литературы уходят. Их заменяют концепции патриотизма, государственности, нерушимости веры и чести, противопоставления физического и духовного «Я» человека, куртуазной любви. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия707 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|