|
Какова роль библейской темы в главе «Распятие»? по стихотворению Реквием (Ахматова Анна)"Реквием" А. Ахматовой представляет собой хирургически точную характеристику эпохи сталинских репрессий периода 1935-1940 годов. Эта подлинность достигается переплетением личной трагедии поэтессы, связанной с арестом её сына Льва Гумилева, с горем всего народа, оказавшегося в схожих ситуациях. Объединенных общими страданиями лирических героинь произведения становится невозможно отличить друг от друга, потому каждая глава заслуживает детального рассмотрения. Остановимся на десятой, в которой ужас, охватывающий читателя, и безумие, настигшее ослабевших духовно людей, достигают своего пика. Оттого так контрастирует с всеобщей безысходностью религиозная тема, раскрывающаяся в этой части. Какова её роль в "Распятии"? И какие символы использует А. Ахматова? Глава открывается эпиграфом: "Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи" — в котором Иисус утешает Богородицу, понимая, на какие страдания обрекает её своей смертью. Однако его слово не властно над её необъятным горем: в Библии не даётся описание душевных терзаний Матери не потому, что она их не испытывает, а потому, что они неописуемы. Так, Ахматова проводит параллель между сыновьям своей страны, принесенными в жертву режиму, и мучеником Христом: они были оставлены своими отцами, оставлены Богом, на растерзание своему же народу. Но эта боль предательства не сравнима с пыткой, в которую превращается жизнь Матери: даже небеса не могут вынести этого ужаса и начинают "плавиться в огне". "Великий час" предвещает конец света, который для матери не может быть ничем иным как смертью своего ребёнка. Страдания Магдалины и ученика Христа находят отражение на их лицах: верная последовательница, символизирующая жён, сестёр и подруг заключённых, неистово рыдает, а ученик, отражающий страдания друзей и братьев, каменеет от ужаса. Однако никто из них стремится поддержать Мать: они понимают, что их боль не сопоставима с её непередаваемыми страданиями. На плечи героини ложится горе не только личное, но и общенародное. Таким образом, А. Ахматова совершает настоящий подвиг, стремясь передать непередаваемое через религиозные образы и общечеловеческие понятия. Обновлено: Опубликовал(а): goat Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|