|
Вы здесь: Критика24.ру › Ахматова Анна
Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью...» пример (Ахматова Анна)Стихотворение Анны Ахматовой "Сжала руки под темной вуалью...", написанное в 1911 году, благодаря своему реалистичному сюжету и связи с материальным миром: биографией поэтессы — является одним из наиболее знаковых произведений, созданных литературным движением акмеистов, что, на первый взгляд, кажется весьма неоправданным. Однако внешняя легкость и простота образов оказываются обманчивы: за ними скрывается не только загадка, кому же предназначалось стихотворение, но и глубоко личная драма поэтессы. Так, главной темой произведения является сила человеческих слов, которую Анна Ахматова не могла не осознавать после нескольких попыток самоубийства Николая Гумилева, отвечая на его предложения руки и сердца отказом. Разве она ответственна за чувства другого человека? Однако о какой близости между людьми может идти речь, если они не считают чужие чувства важными? Так, лирическая героиня стихотворения, "терпкой печалью напоив допьяна" своего возлюбленного, наблюдает за изменениями его походки и выражения лица: из милого, заботливого человека, интересующегося её бледностью, он превращается в шатающегося, с искривленным мучительно ртом. Подобные метаморфозы происходили и с лирическим героем из поэмы В. Маяковского "Облако в штанах", в частности, в первой её части, где Мария сообщает о том, что выходит замуж. Учитывая, что "Сжала руки..." было написано Анной Ахматовой после помолвки, сюжет стихотворения начинает проясняться: смысл обретает и "тёмная вуаль", символизирующая траур, вызванный нежеланным браком, и бледность её лица, вызванная не недугом, а ужасом, и реакция её возлюбленного. Только у поэтессы "пожар сердца" испытывает именно лирическая героиня, готовая всюду следовать за своим любимым: "бежала, перил не касаясь", "за ним до ворот". Её переполняют искренние чувства, а от прежней внешней непоколебимости не остается и следа. Героиня готова не только бросить всё, сочтя предыдущий разговор за штуку, но и умереть, если её возлюбленный от неё откажется. Однако её надежды всё исправить разбиваются об его спокойную, жуткую улыбку и фразу "не стой на ветру". Подобное замечание совсем не подходит ситуации: оно слишком будничное и отстраненное. Оттого достигший своего пика конфликт обрывается, не получив должного завершения, а пропасть, возникшая между героями, ощущается такой реальной. Композиционно стихотворение А. Ахматовой можно разделить на три части: предысторию конфликта, "погоню" за возлюбленным, в которой героиня переосмысливает свои чувства и желания; и его "вердикт", невозможность продолжения отношений. Ключевыми строками в произведении я считаю стихи: Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: "Не стой на ветру". В них заложены все изменения, произошедшие в лирическом герое после слов героини: от потрясения, гнева и обиды он приходит к смирению и платоническому проявлению заботы. Рассматривая средства выразительности, стоит обратить внимание на эпитеты, усиливающие эмоционально-экспрессивную окраску: "темная вуаль", "терпкая печаль", "улыбнулся спокойно и жутко". Кроме того, последнее также является оксюмороном, раскрывающим противоречивый характер эмоций возлюбленного. Поэтесса использует метафоры: к примеру, "печалью напоила его допьяна" и "искривился мучительно рот", подчеркивающие неприятность известий. А в третьей строфе произведения — аллитерацию звуков "ш" и "с": "шутка", "уйдешь", "спокойно", "сказал", "не стой", — создающую ощущение продаваемого ветрами пространства между героями. Обновлено: Опубликовал(а): goat Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|