|
Вы здесь: Критика24.ру › Некрасов Н. А.
Анализ стихотворения «Размышление у парадного подъезда» (Некрасов Н. А.)
Свой произведение Некрасов начинает с номинативного предложения «Вот парадный подъезд», как бы указывая на это место, рисуя его в воображении читателя, усиливая этот образ частицей «вот», показывая не на пространность образа, а на его реальность (в воображении читателя, конечно же). И вот после этого автор начинает свой «рассказ». Следующие две строки после номинативного немного сбивают с толку, ведь создаётся впечатление, что это парадный подъезд одержим холопским недугом по торжественным дням, но а если это сделано специально? Ведь благодаря такой ошибки нашего воображения дальше этот подъезд представляется живым. Но, конечно, автор раскрывает карты и говорит, что всё же здесь речь идёт про город. Но и здесь нас не покидает ощущение того, что подъезд живой. Ведь город подъезжает «с… испугом», создаётся ощущение некоего трепета, но это ведь не царь, не министр какой-то, а лишь подъезд! Зато двери у него «заветные». А по словарю значение у слова заветный следующее: «Особенно ценимый, оберегаемый, свято хранимый» (Толковый словарь Кузнецова). После уже следует описание гостей и как же мастерски автор показывает позёрство этих людей, лишь одним предложением «что подумаешь — в том их призванье», а в чём же именно? Автор сообщает ранее, что в том, чтобы собраться где-то в торжественный день, записать имя, звание, уехать домой, покрасовавшись и всё. Но разве это правильно? Разве в этом задача высокопоставленных людей?.. Далее идёт противопоставление этим высокопоставленным гостям. Но подъезд остаётся всё ещё «пышным», то есть роскошным и великолепным. В обычные дни его «осаждают убогие люди», до этого же автор говорил, что к нему «подъезжает народ». Противопоставление даже здесь. Автор перечисляет всех, кто его «осаждает». После этого Некрасов как бы рассказывает историю про людей, которые пришли к подъезду, а их выгнал швейцар. Здесь поэт уделяет особое внимание описанию внешности и одежды этих людей. Эти люди «деревенские», они верующие, так как они помолились на церковь, от постоянной работе на жарких полях они загорелы, их ноги разбиты в кровь, что значит что они долго шли о чём в скобках и сообщает автор, они обуты в самодельные лапти. Тот, кто сказал швейцару их гнать называет этих людей «оборванной чернью». Они решили дать денег швейцару, но и это не помогло. Автор называет их пилигримами, то есть странниками, путешественниками. Лирический герой, рассказчик, наблюдал за ними, пока они не скрылись окончательно вдалеке. Этим людям противопоставляется человек, который живёт в этом доме. Здесь, как и в месте противопоставления гостям используется противительный союз «а». Герой обращается к нему «ты», приписывая этому человеку несколько смертным грехов: волокитство (возможно, похоть), обжорство (чревоугодие). Поэт использует глаголы в повелительном наклонении, взывая к этому человеку: «Пробудись!», «Вороти их!», он призывает спасти этих людей, помочь им. Герой словно разговаривает с этим человеком, так как он говорит ему «тебя», «тебе». Про этих людей поэт говорит: «люди безвестные», горе их «неисходное», скорбь «вопиющая», «бедный народ» всё это очень яркие эпитеты, которые создают образ этих людей. Так же обращаясь к этому человеку автор говорит: «Вечным праздником быстро бегущая Жизнь очнуться тебе не дает», то есть опять же этот человек проводит жизнь в праздности, то есть в лени. Он лишь веселится и ему нет дела до людей, которые ниже его. Жизнь не даст ему очнутся, но ему это и не надо. Ведь народное благо для него ничего не значит, ему оно не нужно. Автор говорит, что и него он проживёт со славою и с ней же умрёт. Здесь используется повтор. Далее поэт как бы пророчит будущее этого человека, что он спокойно умрёт где-нибудь в Сицилии, любуясь заходом солнца в окружении семьи, которая ждёт его смерти из-за своей алчности (ещё один смертный грех). После смерти его привезут на родину, автор с иронией называет его «героем» и «проклятым отчизною», ведь для народа и для страны он так ничего не сделает, ведь ему не до этого. Лирический герой говорит с иронией: «Впрочем, что ж мы такую особу беспокоим для мелких людей?». Ведь на них выместитесь злобу будет куда безопаснее и веселей, вновь с иронией примечает автор. Мужик — всё стерпит говорит поэт. Далее идёт рассказ про бедняков, про то, как они всё терпят. А делают они это пропивая все деньги…они идёт побираясь и стонут, обращаясь к родной земле. Мужика автор называет хранителем и сеятелем земли. В следующих строках используется синтаксический параллелизм:
Автор говорит, что нет такого места где бы русский мужик не стонал от боли, от своей тяжкой доли. Лирический герой говорит, что этот стон называют песней. Он обращается к Волге, и говорит что весной не так поля заливает Волга, как скорбью народной переполнена земля. Там где народ, там и стон, его автор называет «сердечным», то есть он идёт от самого сердца. Он задаёт риторический вопрос о значении этого стона. В конце поэт задаёт риторический вопрос «создал песню, подобную стону духовно навеки почил?», он говорит что народ совершил всё, что мог. Темой стихотворения является судьба крестьян, которая полна грусти и боли. По жанру произведение является гражданской лирикой.
Поэт призывает крестьян брать судьбу в свои руки, не полагаться на помощь высокопоставленных людей. Обновлено: Опубликовал(а): MiKa2000 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|