|
Почему стыд бывает ложным, а совесть нет? Аргументы А. П. Чехов «Смерть чиновника», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Итоговое сочинение (декабрьское))Лев Николаевич Толстой говорил, что голос совести всегда можно отличить от всех других душевных побуждений тем, что он требует всегда чего-то бесполезного, неосязаемого, но прекрасного и достижимого одним нашим усилием. Совесть — это способность личности анализировать и реализовывать нравственный самоконтроль, производить оценку совершаемых поступков, а стыд — это нечто иное, навязанное, похожее на страх. Страх осуждения, наказания или непринятия. Условности, принятые в определенном круге. Это всего лишь эмоция, возникающая в результате осознания несоответствия собственных действий с общепринятыми. Страх перед человеком «более высоким» есть навязанный стыд. В произведении Антона Павловича Чехова «Смерть чиновника» Червяков, человек неуверенный в себе, но хорошо воспитанный попадает в неловкую ситуацию, о которой не может забыть. Его бесконечные извинения — это вовсе не голос совести и даже не вежливость. Это страх перед генералом. Это навеянное чувство, которое человеку мешало жить, с которым он не сумел справиться. Стыд отравлял его жизнь, но он был ложным, ведь генералу было достаточно одного искреннего извинения, а не мольбы о прощении. Принято извиняться перед «высоким человеком». Априори «должно быть стыдно». Стыдно, потому что теряется грань между условностями, принятыми в определенном кругу, и между общепринятыми моральными нормами, которые, в целом, были сформированы веками, чтобы общество оставалось вежливым и нравственным. Внутренний голос, говорящий, что ты сделал что-то плохое, и не смолкающий. Тревога и постоянные раздумья — есть совесть. Так, в произведении Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников, совершивший страшное, ужасающее деяние — преступление против жизни человека — начинает осознавать свои ошибки благодаря голосу совести. Его бросает то в жар, то в холод: что-то «внутреннее вырывается наружу». Родион осознаёт невозможность существования его теории о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Совесть формируется на протяжении жизни, она состоит из опыта, внутренних качеств, и некоторых вложенных с самого рождения принципов, переступив через которые человек будет чувствовать себя неспокойно. Это совокупность факторов, которые отражают ценности и не могут быть ложными. Стыд — чувство, а чувства могут быть ложными, в то время как собственные моральные установки и принципы — нет. Совесть сформирована внутри и не может быть навеяна кем-то, потому что является самоощущением. Вячеслав Александров говорил, что стыд есть орудие совести, но, как и любое иное средство, оно может быть использовано против того, кто им обладает. Обновлено: Опубликовал(а): tttanyyyaaa Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|