Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какую роль в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют портретные характеристики героев (ЕГЭ по литературе)

5 из 18
Оценка эксперта внизу

Роман «Герой нашего времени» – это первый русский психологический роман, написанный М. Ю. Лермонтовым в 1838–1840 годах. Писатель часто использует портретные характеристики для того, чтобы раскрыть внутренний мир своих героев, чтобы читатели могли представить себя на месте своего любимого героя. Лермонтов не описывает героев детально, но все равно, некоторые черты могут многое сказать о человеке.

Самым ярким персонажем этого произведения является Григорий Александрович Печорин.

В главе «Бэла» его портрет дан глазами разных героев: Максимом Максимычем и странствующим офицером. Есть в романе и автопортрет героя. Это происходит, когда он видит свое отражение в зеркале перед дуэлью.

Характер Печорина прослеживается и во внутреннем мире и в его внешности. Это замечает Максим Максимыч, он обращает внимание на некоторые поступки и скрытность Печорина «славный был малый…только немножко странен». Максим Максимыч отмечает, что внешность Печорина необычна: светлые волосы и черные брови- признак аристократизма. Печорин часто удивляет Максима Максимыча, в особенности его поступки. Например, когда он дразнил Азамата тем, что тот никогда не сможет достать коня Казбича. Максим Максимыч рассказывает странствующему офицеру про Бэлу и про самого Печорина. Офицер узнает о том, как Печорин был нездоров, как он исхудал после смерти Бэлы, был «бледен как полотно». Максим Максимычу было непонятно поведение Печорина: тот лишь сидел и что-то чертил на песке, а потом вдруг встал и рассмеялся. Странствующий офицер, который предстает перед нами в роли рассказчика.

Такой портрет очень лаконичный: Максим Максимыч уже человек бывалый, он бывал в разных переделках, много все испытал за всю свою жизнь.

О следующих героях мы узнаем из «Журнала Печорина». В главе «Княжна Мери» мы знакомимся с юнкером Грушницким, который был «хорошо сложен, смугл и черноволос…Он закидывал голову назад, когда говорил, и поминутно крутил усы левой рукой, правою он опирался на костыль». Печорин отзывался о нем с иронией: «его цель — сделаться героем романа. Он был существом, не созданным для мира», обреченным каким-то тайным страданиям. У него был острый язык: эпиграммы его часто были забавны, но никогда не бывали метки и злы». Печорин с интересом наблюдал за тем, как Грушницкий хотел понравиться младшей княжне Мери. Портрет Грушницкого в каком-то смысле дан предвзято, он отражает отношение Печорина к нему: Печорин не любил Грушницкого, он чувствовал, что когда-нибудь с ним столкнется на узкой дороге, и одному из них несдобровать.

В этой же главе «Княжна Мери» Григорий Печорин рассказывает нам и о докторе Вернере как о противоречивой натуре.

Читатель узнает, что «Молодежь прозвала его Мефистофелем», а это очень льстило его самолюбию. Печорину нравился Доктор Вернер, он рассказывал, что они «друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что к дружбе Печорин был неспособен».

Обратимся к женским образам. Бэла, возлюбленная Григория Печорина, была: «высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны», они «сверкали, будто два угля». Ее внешность показана в динамике. После того, как Азамат привез свою сестру Печорину «в первые дни она молча гордо отталкивала подарки», не доверяя ему. В разговоре с Максимом Максимычем она решительно заявила, что она «не раба его – а княжеская дочь!. . ». Когда она доверилась ему, она «призналась, что с того дня, как увидела Печорина, он часто ей грезился во сне и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления. . . ».

В этой же главе мы узнаем о том, что Печорин был влюблен в Веру- замужнюю женщину. О ее внешности известно очень немногое: она была очень хорошенькой, среднего роста, блондинка, с правильными чертами. На ее правой щеке была черная родинка, что говорило о некой загадочности, особенно на эту таинственность указывала и то, что она была окутана в черную шаль. Печорин влюблен в нее. Она была той единственной женщиной, которую Печорин был не в силах обмануть, она единственная принимала его со всеми недостатками. Только с Верой он чувствовал себя тем, кто он есть на самом деле, ему не нужно было притворяться, лицемерить. С ней он мог быть нежен и честен, открыто мог проявлять свои чувства.

В ее косвенных взглядах он читал что-то дикое и подозрительное. Все эти загадочные зарисовки открывают нам ее непредсказуемость, ее дикость. Не случайно она попыталась утопить Печорина.

Портретные характеристики героев М. Ю. Лермонтова раскрывают всю сущность героев, объясняют мотивы их поступков, рассказывают об их характере. Автор обращает внимание даже на мельчайшие детали, которые помогают составить их портрет.

Обновлено:
Опубликовал(а):
Оценка эксперта:

1. Сочинение экзаменуемого написано на заданную тему, но раскрыта она поверхностно, т.к. работа представляет из себя на 80% сплошное цитирование, самостоятельного анализа или хотя бы аргументированного употребления такого количества цитирований в тексте не представлено (1 из 3).

2. Экзаменуемый привлекает текст романа на уровне общих рассуждений, «заваливая» всю работу бесконечными цитатами (1 из 3).

3. Теоретико-литературные понятие в тексте встречаются (портрет, детали, роман и т.д.), но они не используются для анализа текста произведения (1 из 3).

4. В сочинении прослеживается композиционный замысел, однако нарушена логика в работе, смысловая связь между частями отсутствует (1 из 3).

5. Множественные речевые ошибки (0 из 3).

Речевые ошибки:

1) Повтор – корень бывал-:

«уже человек бывалый, он бывал»

2) «У нее были «бархатные глаза». «Ее нижние…» - неоправданная парцелляция.

3) Повтор – героев:

«Характеристики героев М. Ю. Лермонтова раскрывают всю сущность героев».

4) Повтор – роман:

«Роман «Герой нашего времени» – это первый русский психологический роман».

5) «внутренний мир своих героев» - он не может раскрыть внутренний мир чужих героев, т.к. он волен раскрывать их только в произведениях, которые он написал своей рукой.

6) «Чтобы читатели могли представить себя на месте своего любимого героя» - как портрет Печорина может помочь читателю представить себя Печориным? Вернее: «Чтобы читатели могли представить СЕБЕ своего любимого героя».

7) «Но все равно, некоторые черты» - стилистически сниженное выражение «все равно».

8) «И во внутреннем мире» - не дописано: во внутреннем мире ГЕРОЯ.

9) «Странствующий офицер, который предстает перед нами в роли рассказчика. Он описывал Печорина так…» - неоправданная парцелляция.

10) «О следующих героях» - вернее: об остальных.

6. 3 орфографические ошибки (0 из 3).

Орфографические ошибки:

1) «На эту таинственность указывала и то…» - указывало.

2) «Нам неизвестно ничего…» - не известно – раздельно.

3) «Не случайно она попыталась…» - неслучайно – слитно.

7. 6 пунктуационных ошибок (0 из 3).

Пунктуационные ошибки:

1) «Скрытность Печорина «славный был малый…только немножко странен» - перед цитатой нужно двоеточие.

2) «Он был существом, не созданным для мира», обреченным каким-то тайным страданиям. У него был острый язык: эпиграммы его часто были забавны, но никогда не бывали метки и злы» - ошибочный обрыв цитаты.

3) «была: «высокая» - двоеточие не нужно.

4) как Азамат привез свою сестру Печорину «в первые дни…» - запятая после «Печорину».

5) «но все равно, некоторые черты» - запятая не нужна.

6) «Читатель узнает, что «Молодежь прозвала…» - цитата должна начинаться со строчной буквы.

9. Две грамматические ошибки (1 из 3).

Грамматические ошибки:

1) «Максим Максимычу» - Максиму.

2) «Дан глазами разных героев: Максимом Максимычем и странствующим офицером» - глазами (чьими?) Максима Максимыча и странствующего офицера.

Заключение

Сочинение напоминает подробный пересказ. В работе практически отсутствует анализ художественного произведения. Обилие цитат создает искусственный объем, за которым, к сожалению, нет ничего хорошего. Из плюсов: хороший уровень орфографии, пунктуации.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.