|
Вы здесь: Критика24.ру › Итоговое сочинение (декабрьское)
«Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечней» . (К. И. Чуковский). (По рассказу А. П. Чехова «Чёрный монах»). Проблема смысла жизни, проблема взаимоотношений между людьми. Направление «Цели и средства». (Итоговое сочинение (декабрьское))В чём заключается смысл человеческого существования? Что такое счастье? Что такое вечная правда? Может ли человек на земле постичь гармонию? Все эти сложные вопросы становятся предметом художественного исследования А. П. Чехова в рассказе «Чёрный монах». Писатель показывает, как близкие люди, любящие друг друга, становятся врагами. Главный герой – Андрей Васильевич Коврин, учёный, магистр философских наук. Он решил провести лето в имении своего бывшего опекуна и воспитателя Егора Семёновича Песоцкого, известного в России садовода. Коврина и Песоцкого объединяет их одержимость, преданность своему делу. Идея рассказа заключается в мыслях Коврина, прочитавшего статьи Песоцкого по садоводству: «Должно быть, везде и на всех поприщах идейные люди нервны и отличаются повышенной чувствительностью». Вся жизнь Песоцкого и его дочери Татьяны ушла в сад. Егор Семёнович любит своё дело, работает с утра до ночи, все прививки, обрезки, посадку он делает сам. Каких только «причудливых, изысканных уродств и издевательств над природой» не встретишь в саду Песоцкого! Груши в форме пирамидальных тополей, деревца крыжовника или смородины, шаровидные дубы удивляли посетителей. Одно только беспокоило Егора Семёновича: что будет с садом, когда умрёт его хозяин. «Перепортили, перемерзили, пересквернили, перепакостили! Пропал сад! Погиб сад!» - часто в раздражении кричит Песоцкий. В отличие от своего опекуна, часто пребывающего в тревоге, беспокойстве и раздражении, Коврин находится в постоянном состоянии радости и счастья. Он испытывает удовольствие от работы над философскими трудами. Как видим, область деятельности Песоцкого и Коврина разная. Известный садовод занят земным делом. Он разводит садовые деревья, плодоносящие каждый год и приносящие огромный доход. Коврин ищет ответы на вопросы о смысле человеческого бытия. Песоцкий интересуется, « не прискучает» ли его бывшему воспитаннику заниматься философией. Андрею же Васильевичу скучно в саду, где деревья стоят в шашечном порядке, словно солдаты в строю. Молодой философ любит уединение, общение с природой, ему нравится простор, свобода и тишина ржаного поля. Ему кажется, что мир притаился и ждёт, чтобы он понял его. Вначале отношения между героями идиллические. Песоцкий любит Коврина, гордится своим воспитанником. Егор Семёнович считает, что Коврин сделал блестящую карьеру и стал необыкновенным человеком, потому что он, Песоцкий, воспитал его так. Андрей Васильевич с трогательной нежностью относится к своему воспитателю. Ему нравится Таня, «это маленькое, слабое, многоречивое существо», и он думает, что в течение лета может привязаться к ней, увлечься и влюбиться. Но постепенно происходит то, что предположила Таня в первые минуты встречи: «Скажите, Андрюша, по совести, вы отвыкли от нас?.. Отчуждение так естественно!» Отчуждение приходит вместе с чёрным монахом. Чёрный монах – это призрак, мираж, галлюцинация возбуждённого воображения Коврина. Чёрный монах возник в воображении учёного из легенды, которая очень его занимала. В этой легенде сообщается о том, что тысячу лет назад какой-то монах, одетый в чёрное, шёл по пустыне. От этого монаха стали передаваться миражи из одного слоя атмосферы в другой. Суть легенды заключается в том, что чёрный монах должен явиться не сегодня – завтра. В портрете чёрного монаха подчёркивается его двойственность. Он смотрит умно и лукаво, с выражением себе на уме. Беседа с монахом доставляет философу огромное удовольствие. Монах высказывает самые сокровенные мысли Коврина, и это не удивительно: ведь чёрный монах – «альтер эго» Коврина, его второе «я». Чёрный монах говорит о вечной жизни, о том, что людей ожидает великая, блестящая будущность. Цель вечной жизни – наслаждение, а истинное наслаждение в познании. Чёрный монах – это пророк, предвидящий счастливое будущее человечества. Но он и лукавый дух, искуситель, который называет учёного избранником божиим, подчёркивает его гениальность, необыкновенность. Встречи с чёрным монахом вызывают в герое приподнятое настроение, сродни экстазу. Его лицо становится лучезарным, вдохновенным. Беседы с монахом, очевидно, дают молодому учёному то, что не могут ему дать Егор Семёнович и Таня, поглощённые хлопотами по уходу за садом. Но и сам Коврин не понимает чувств близких ему людей. Он делает предложение Тане после встречи с монахом. У него восторженное, сияющее лицо и глаза, полные слёз. Но это состояние вызвано не любовью к девушке, а беседой со своей галлюцинацией. Таня в смятении, хотя всю жизнь знала, что выйдет замуж за Коврина. Беседам Коврина с монахом предшествует серенада брага о девушке, больной воображением. Героиня серенады слышит ночью в саду какие-то таинственные звуки, которые признаёт гармонией священной, непонятной смертным и поэтому улетающей обратно в небеса. Сиволическое значение этой серенады заключается в том, что земной человек не может постичь небесную гармонию. Здесь возникает идея двоемирия. Мысли философа Коврина устремлены в мир иной, и эта дерзновенность стремления разрешается для него трагедией. Таня узнаёт о болезни мужа, его излечивают от галлюцинаций. Но характер исцелённого Андрея Васильевича резко меняется. Он становится скучным и унылым, вспыльчивым и раздражительным, несправедливым по отношению к Тане и Егору Семёновичу. Коврин сердится на них из-за своего исцеления. Выздоровев, он считает себя бездарным учёным. Авторская позиция выражается не прямо, а через детали. Освободившись от болезни, Коврин свою диссертация на мелкие клочки и бросает в окно. Клочки, летая по ветру, цепляются за деревья и цветы. Он видит в каждой строчке ни на чём не основанные претензии. Но вот учёный, расставшись с Таней и живя с другой женщиной, получает письмо от своей бывшей жены. Таня сообщает, что отец её умер, и виновником этой смерти является он. Таня проклинает Коврина. Он рвёт письмо на мелкие клочки и бросает в окно, но лёгкий ветер с моря рассыпает их по подоконнику. Эти клочки разорванного письма словно укор Андрею Васильевичу за то, что он был несправедлив и жесток с близкими. Умирая от чахотки, Коврин зовёт Таню, большой сад с роскошными цветами, парк, сосны с мохнатыми корнями. Он зовёт свою чудесную науку, молодость, смелость, радость, жизнь, которая была прекрасна. Рассказывая о трагедии своего героя, Чехов утверждает, что жизни прекрасна и в силах людей сделать её умнее и человечнее. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|