Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Патриотическая основа богатырских сказок В. А. Левшина (Литература XIX века)

Начиная с конца XVIII века российские писатели всё чаще начинают выпускать сборники русских сказок, вызвавшие большой интерес не только у грамотных крестьян, но и у образованных притязательных читателей. Одни авторы ставили перед собой цель — развлечь публику, другие же настаивали на просветительской роли своих сочинений. Мы видим это, в частности, на примере В. А. Левшина, автора «Русских сказок».

Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, читатель приобщается к мудрости народа. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.

Это — ничем не заменимый источник воспитания патриотизма, многогранного по своему содержанию: любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Лёвшин понимал это и, дабы обратить внимание российских читателей на глубокую историю Родины и богатое фольклорное наследие её народа, он пишет серию богатырских сказок.

Первый патриотический мотив, который открывает повествование — процветание государства. Сам же Владимир изображается ещё во вступлении, как идеальный правитель. Не удивителен и тот факт, что именно он был удостоен обладать женой Милоликой, которой не было «краше во всей Русской земле, и во всей колеснице поднебесной». Ради неё он распускает 800 своих наложниц. В тот момент, когда ей угрожает опасность от Тугарина Змея, Владимир, не только как идеальный правитель, но и как идеальный супруг, начинает искать пути решения сложившейся проблемы. Мотив преследования красавицы чародеем, характерный для сюжетного фонда волшебно-рыцарской поэмы, соединен Левшиным с эпическим змееборством.

Согласно былинной традиции, верный путь в решении всех проблем для государя — обратиться за помощью к богатырям. Однако единственным достойным оказывается Добрыня Никитич (так как Оказывается, что именно ему суждено победить чудовище, ведь он был не рожден матерью, а вырезан разбойниками из её чрева).

Он предлагал Добрыне свое государство во владение, но тот отказался и лишь «ненадолго остался при дворе узрском». В этом наблюдается сходство его с неким образом идеального русского воина, готового прийти на помощь вне зависимости от национальности и не требующего вознаграждения.

Ещё один патриотический образ «Повести…» — слуга Тароп. Этот воин служил богатырю Агрикану двенадцать лет «за то, что тот отнял его у Бабы Яги и воспоил, воскормил вместо отца-матери». Но дни Агрикана были сочтены и Тароп должен был достаться в служение другому сильнейшему богатырю, коим оказался в последствие Добрыня. В этом образе легко угадывается простой русский крестьянин, служащий своему хозяину, или, если взглянуть более обширно, некий идеал любого гражданина, трудящийся на благо своей страны и верно служащий своему государю.

Он испытывает почтение к князю и готов умереть за избавление своего народа от опасности. Описанию приключений героя отводится значительная часть повествования с рассказом о новых подвигах богатыря: освобождении Прелепы, победе над чародеем Кривидом и победе над скифским богатырем Сумигой. В своих подвигах он прославляет Киевскую Русь, упоминая своё происхождение, князя Владимира и русских богатырей (в особенности Добрыню Никитича). После сказочных странствий, наполненных подвигами, не сыскав себе равных по силе, герой возвращается на Родину, на службу к князю Владимиру.

Не случайно именно повестью о Добрыне Никитиче и повестями о других богатырях, служивших князю Владимиру, Левшин открывает свой сборник. Русские былины для него — ответ европейским авторам. Давая им рыцарскую интерпретацию, он фактически сближает древнюю Русь с просвещенной Европой. При этом не следует забывать, что образ исторического князя Владимира не только в православной, но и в светской традиции неотделим от идеи просвещения Руси. В русской литературе XVIII в. параллель между царём-просветителем Петром и князем-просветителем Владимиром становится общим местом. Лёвшин как бы призывает соотечественников к совместному труду, служению отечеству и прославлению Родины посредством введения в богатырские сказки патриотических образов.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском