|
Всегда ли технический прогресс приносит пользу человеку? Аргументы А. П. Платонов «Песчаная учительница», М. А. Булгаков «Роковые яйца» (Итоговое сочинение (декабрьское))Научно-технический прогресс — это неотъемлемая часть сегодняшней цивилизации. Люди всегда стремились постичь загадки мира, подчинить себе природу и сделать свою жизнь проще и удобнее посредством изучения окружающей среды и создания новых изобретений. Ещё живший в девятнадцатом веке английский философ Герберт Спенсер сказал: «Прогресс не случайность, а необходимость». И правда, либо науке нужно двигаться вперед, либо общество ждет деградация. Но, конечно, у технического прогресса есть две стороны: положительная и отрицательная. Думать о том, какую же пользу принесли людям научные достижения, долго не приходится. Развитие науки дает людям возможность выживать в любой среде и покорять природу. В рассказе А. П. Платонова «Песчаная учительница» показано, как совсем молодая девушка Мария Нарышкина, приехавшая работать в школу в глухое село, расположенное практически в пустыне и постоянно заносимое песками, где местные жители вечно недоедали из-за неплодородности земель, столкнулась с проблемой, что голодных детей и учить-то нельзя. Учительница решила предпринять меры по укрощению песчаной стихии. Получив от районного управления только несколько книжек о посадке растений в песчаных почвах, она не отчаялась и, подключив к работе и взрослых, и детей, смогла сделать из Хошутова маленький зазеленевший островок среди песков. Если бы не молодая учительница, жители поселка не научились бы новому ремеслу; но, так как теперь в их местности появились хоть какие-то растения, сельчане стали плести корзины из прутьев посаженных кустарников и продавать их. Хошутово наконец стало жить, а не выживать. Но однажды на деревню обрушивается беда: приходят хозяева местных просторов — кочевники. Их голодные кони в три дня съедают все посевы, которые высаживались три года. Безусловно, учительница не может стерпеть такой наглости и, конечно, идет жаловаться в районное управление, где ей лишь советуют уехать работать в другую деревню к оседлым кочевникам, чтобы продолжить бороться с пустынями там, ведь жители Хошутова уже достаточно умеют, чтобы справиться и без неё. Девушка осознает, если она согласится, то она всю свою жизнь посвятит борьбе с песчаной стихией, однако она идет на этот шаг. Перед уходом учительница обещает, что через пятьдесят лет она снова приедет сюда, но уже не по пескам, а по лесной дорожке. Автор показывает, что девушка уверена, что её знаний и стремления к преобразованию хватит, чтобы вырастить жизнь в безжизненной пустыне. А. П. Платонов подводит нас к тому, что человечество способно взять контроль над силами природы в свои руки. Знания, накопленные поколениями, позволяют это сделать, и дальнейшее развитие науки будет только помогать людям все больше создавать для себя комфортные условия жизни. Разумеется, научный прогресс может принести и вред. Люди не всегда могут контролировать последствия применения технологий, и это приводит к катастрофе. В повести М. А. Булгакова «Роковые яйца» описана история одного гениального открытия советским ученым Владимиром Персиковым «луча жизни», как его впоследствии назвали в прессе. Облучение этим красным лучом оказывало невероятное действие на живые организмы. Об открытии говорил весь мир, иностранные агенты пытались переманить ученого в другую страну, но тот даже и не думал об этом. Неожиданно в стране начинается куриная чума, и за срок около двух недель домашние птицы умирают во всей стране. Руководителю одного совхоза Александру Рокку, бывшему флейтисту и участнику революции, абсолютно ничего не сведущему в науке, приходит в голову «гениальная» мысль возродить куриное птицеводство с помощью луча жизни Персикова. Рокк заручается поддержкой правительства и приходит к профессору, чтобы забрать камеры, которые способны создавать тот самый луч. Персиков убеждён, что эта затея не кончится хорошо, ведь изобретение не изучено до конца, а значит, последствия могут быть ужасающими, однако он не может ослушаться приказа сверху. Это и становится роковой ошибкой для всех, ведь по случайности Александр Рокк получает посылку из-за границы не с куриными яйцами, а с яйцами рептилий и страусов, но из-за своей необразованности в сфере животноводства он принимает характерные пятна на яйцах за грязь и начинает эксперимент. Итог и правда чудовищный: вылупившиеся рептилии оказываются огромными и свирепыми. Они сбегают из инкубаторов и начинают нападать на людей. Самое трагичное в том, что они направляются на столицу, попутно откладывая сотни и тысячи яиц. Армия борется с ними вполне успешно с помощью газа, однако потери идут и среди мирного населения, неспособного справиться с паникой и покинуть свои поселения. К счастью, ситуация решается сама собой внезапно наступившими в конце лета морозами, которые убивают холоднокровных животных, обычно обитающих в теплых уголках планеты. Автор хочет донести нам мысль, что вся эта ужасная ситуация случилась только из-за попадания великого открытия не в те руки. Это показывает, как люди могут быть одержимы желанием все изменить, но не готовы подходить к этому вопросу серьезно, осознанно и терпеливо. В таком случае научные открытия приносят серьезный вред. Можно без сомнения утверждать, что общество не сможет жить без технического прогресса. Достижения науки во многом улучшают нашу жизнь и открывают перед людьми новые горизонты, но также нельзя забывать, что все открытия должны быть хорошо изучены и использованы разумно, иначе последствия могут быть печальными. Обновлено: Опубликовал(а): Дроботенко Ирина Михайловна Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|