Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Всегда ли технический прогресс приносит пользу человеку? Аргументы А. П. Платонов «Песчаная учительница», М. А. Булгаков «Роковые яйца» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Научно-технический прогресс — это неотъемлемая часть сегодняшней цивилизации. Люди всегда стремились постичь загадки мира, подчинить себе природу и сделать свою жизнь проще и удобнее посредством изучения окружающей среды и создания новых изобретений. Ещё живший в девятнадцатом веке английский философ Герберт Спенсер сказал: «Прогресс не случайность, а необходимость». И правда, либо науке нужно двигаться вперед, либо общество ждет деградация. Но, конечно, у технического прогресса есть две стороны: положительная и отрицательная.

Думать о том, какую же пользу принесли людям научные достижения, долго не приходится.

Развитие науки дает людям возможность выживать в любой среде и покорять природу. В рассказе А. П. Платонова «Песчаная учительница» показано, как совсем молодая девушка Мария Нарышкина, приехавшая работать в школу в глухое село, расположенное практически в пустыне и постоянно заносимое песками, где местные жители вечно недоедали из-за неплодородности земель, столкнулась с проблемой, что голодных детей и учить-то нельзя. Учительница решила предпринять меры по укрощению песчаной стихии. Получив от районного управления только несколько книжек о посадке растений в песчаных почвах, она не отчаялась и, подключив к работе и взрослых, и детей, смогла сделать из Хошутова маленький зазеленевший островок среди песков. Если бы не молодая учительница, жители поселка не научились бы новому ремеслу; но, так как теперь в их местности появились хоть какие-то растения, сельчане стали плести корзины из прутьев посаженных кустарников и продавать их. Хошутово наконец стало жить, а не выживать.

Но однажды на деревню обрушивается беда: приходят хозяева местных просторов — кочевники. Их голодные кони в три дня съедают все посевы, которые высаживались три года. Безусловно, учительница не может стерпеть такой наглости и, конечно, идет жаловаться в районное управление, где ей лишь советуют уехать работать в другую деревню к оседлым кочевникам, чтобы продолжить бороться с пустынями там, ведь жители Хошутова уже достаточно умеют, чтобы справиться и без неё. Девушка осознает, если она согласится, то она всю свою жизнь посвятит борьбе с песчаной стихией, однако она идет на этот шаг. Перед уходом учительница обещает, что через пятьдесят лет она снова приедет сюда, но уже не по пескам, а по лесной дорожке. Автор показывает, что девушка уверена, что её знаний и стремления к преобразованию хватит, чтобы вырастить жизнь в безжизненной пустыне.

А. П. Платонов подводит нас к тому, что человечество способно взять контроль над силами природы в свои руки. Знания, накопленные поколениями, позволяют это сделать, и дальнейшее развитие науки будет только помогать людям все больше создавать для себя комфортные условия жизни.

Разумеется, научный прогресс может принести и вред. Люди не всегда могут контролировать последствия применения технологий, и это приводит к катастрофе. В повести М. А. Булгакова «Роковые яйца» описана история одного гениального открытия советским ученым Владимиром Персиковым «луча жизни», как его впоследствии назвали в прессе. Облучение этим красным лучом оказывало невероятное действие на живые организмы. Об открытии говорил весь мир, иностранные агенты пытались переманить ученого в другую страну, но тот даже и не думал об этом.

Неожиданно в стране начинается куриная чума, и за срок около двух недель домашние птицы умирают во всей стране. Руководителю одного совхоза Александру Рокку, бывшему флейтисту и участнику революции, абсолютно ничего не сведущему в науке, приходит в голову «гениальная» мысль возродить куриное птицеводство с помощью луча жизни Персикова. Рокк заручается поддержкой правительства и приходит к профессору, чтобы забрать камеры, которые способны создавать тот самый луч. Персиков убеждён, что эта затея не кончится хорошо, ведь изобретение не изучено до конца, а значит, последствия могут быть ужасающими, однако он не может ослушаться приказа сверху. Это и становится роковой ошибкой для всех, ведь по случайности Александр Рокк получает посылку из-за границы не с куриными яйцами, а с яйцами рептилий и страусов, но из-за своей необразованности в сфере животноводства он принимает характерные пятна на яйцах за грязь и начинает эксперимент.

Итог и правда чудовищный: вылупившиеся рептилии оказываются огромными и свирепыми. Они сбегают из инкубаторов и начинают нападать на людей. Самое трагичное в том, что они направляются на столицу, попутно откладывая сотни и тысячи яиц. Армия борется с ними вполне успешно с помощью газа, однако потери идут и среди мирного населения, неспособного справиться с паникой и покинуть свои поселения. К счастью, ситуация решается сама собой внезапно наступившими в конце лета морозами, которые убивают холоднокровных животных, обычно обитающих в теплых уголках планеты.

Автор хочет донести нам мысль, что вся эта ужасная ситуация случилась только из-за попадания великого открытия не в те руки. Это показывает, как люди могут быть одержимы желанием все изменить, но не готовы подходить к этому вопросу серьезно, осознанно и терпеливо. В таком случае научные открытия приносят серьезный вред.

Можно без сомнения утверждать, что общество не сможет жить без технического прогресса. Достижения науки во многом улучшают нашу жизнь и открывают перед людьми новые горизонты, но также нельзя забывать, что все открытия должны быть хорошо изучены и использованы разумно, иначе последствия могут быть печальными.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.