|
Биография Жан РасинЖан Расин (RACINE) — второй после Пьера Корнеля великий реформатор французской классической трагедии. Очень рано познав сиротство, будущий "певец влюбленных женщин и царей", как называл его А.С. Пушкин, свои первые университеты проходил в монастыре Пор-Рояль, цитадели милосердия и подлинной благочестивой. В 60-е годы XVII века начинается его драматургическая деятельность. На расстоянии трехсотлетней дистанции воочию предстал великий эстетический дар Корнеля и Расина — пластически зримо, непредвзято разоблачать призрачность и трагизм человеческого существования. Было время, когда обоих художников называли безусловными сторонниками победоносного абсолютизма. Подлинное величие, энергия героического деяния созданных ими образов действительно приносятся в жертву трону, к которому, однако, и у Корнеля, и у Расина своя мера плохо скрываемого упрека и, если угодно, душевного негодования. Как бы то ни было, театр французского классицизма не умаляет ощущения творческого экстаза, каким охвачены его мастера; изображая обаятельных, глубоко человечных персонажей. Более того: именно простую человечность, понятную и доступную широким кругам французского общества XVII века (а не одной только аристократии) и стремились узаконить на сцене выдающиеся трагики. Младший современник Корнеля, Расин уже не застал эпоху Ришелье. За 30 лет, разделяющих поэтов, в общественном сознании Франции про изошли необратимые перемены. Современник Корнеля и Расина, писатель Лабрюйер писал, что "область Корнеля — все, что есть в разуме наиболее прекрасного, наиболее благородного, наиболее возвышенного", а "область Расина — все, что есть в страсти наиболее нежного, наиболее тонкого". Театр Расина (трагедии "Андромаха", 1667, "Инфигения в Авлиде", 1674, "Федра", 1677 и др.) показывает животворную силу страсти, помогает познанию возможностей воображения, а вместе с тем сложности, противоречивости, глубины и мощи любовного чувства. Расин без предрассудков смотрит на человека, на его слабость, беззащитность и ранимость. Считая, что древние сюжеты обязательны для трагедии, Расин стремится изображать не "совершенных героев", как Корнель, а человека "со средними достоинствами, то есть добродетелью, способной на слабость" (слова Расина), показывать сложность его переживаний. В отрывках из трагедии Ж. Расина "Федра" представлены три монолога героини, в которых ее внутренняя драма, приведшая сначала к клевете и преступлению, затем к раскаянию и добровольному уходу из жизни, изображена с исключительной силой. Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
|
|