|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XIX века
Женские фигуры во французском романтизме: Ж. де Сталь и Ж. Санд (Литература XIX века)1. Ранняя рефлексия о литературе романтизма в творчестве Ж. де Сталь (трактат «О литературе») Ж. де Сталь ратовала за свободу художественного творчества, за связь художника с национальными традициями: «Я намерена рассмотреть, какое влияние оказывают религия, нравы и законы на литературу, а литература — на религию, нравы и законы», — пишет де Сталь в своём трактате «О литературе». В трактате де Сталь противопоставляла «северную» и «южную» литературу, как две противоположности. К «южной» относилась литература на романских языках. Де Сталь говорит о том, что такая литература изжила себя и ей на смену пришла литература «севера». Она основана на сказаниях древних ирландцев, скандинавов. В частности писательница противопоставляла Гомера и Оссиана. Общий дух литературы Севера это — "поэтическая возвышенность", "меланхолия" и "энтузиазм". Именно "северные" писатели отличаются мастерством живописать "тайную жизнь сердца", то есть «обладают той чувствительностью, которой всегда недоставало рационалистической эстетике, формирующей характер "южной" литературы, и в частности французской» Согласно идеи де Сталь, литературная история делится на два периода: античная литература связана с языческими верованиями, а новая — с христианским мировоззрением. Особая роль отводится роману «Коринна, или Италия», в котором де Сталь обращает внимание на искусство и литературу Италии, одну из самых ярких представителей «южного» литературного сообщества. В рассуждениях писательницы прослеживается осуждение высокомерия французов, так как она понимает, что национальная и культурная изоляция могут в конечном итоге сделать французскую литературу «бесплодной». Сам образ главного героя — художественное выражение мысли о необходимости слияния «южного» и «северного» начал. Кроме этого, трактат содержит одно из самых ранних противопоставлений Расина и Шекспира как двух типов художников: первый следует за образцом, а второй — за написанием оригинальных произведений.
2. Жанровое своеобразие романа «Коринна, или Италия» После того как в 1804 году умирает отец писательницы и она терпит кризис в отношениях со своим возлюбленным, она отправляется в Италию. Итогом этого путешествия стал роман «Коринна, или Италия». В нем богатый англичанин Нельвиль бежит из родной страны в Италию, где встречается с артисткой по имени Коринна, которая родом из Англии. Если в данном произведении Италия, олицетворяя сильные чувства, показана как теплая страна, страна любви, то Англия — её полная противоположность. Прежде всего, это любовный роман. «Коринна, или Италия» — новое явление в творчестве писательницы. Она не случайно выбирает двойное название: судьба героини соотносится с образом Италии, которая представляет полное великолепие природы, искусства и богатство духовных традиций. Также в нем прослеживаются множественные черты романа-путешествия: Нелвиль, который представлен не только как воплощение английского национального характера, но и как герой романтического склада, тем более что он приезжает в Италию из Шотландии — родины Оссиана. Потеряв горячо любимого отца, он «обречён на вечную скорбь», одержим меланхолией. Многое в содержании и проблематике «Коринны» отвечает принципам нового направления в литературе — романтизма. Что касается особенностей формы этого произведения, то автор смело пользуется преимуществами жанра романа, свободного
3. Романтическая героиня в романе «Коринна, или Италия». Роль итальянских мотивов Коринна обладает яркими чертами романтической героини. Например, её не понимают близкие люди. Жених, сестра для нее как чужие, что подчеркивает её романтическое одиночество. Её окружает непонимание и осуждение со стороны общества, героиня разочаровывается в любви, но всё это не ломает её. Коринна, как герой-бунтарь, отказывается от своего имени после смерти отца, покидает Англию и уезжает в Рим, чтобы заняться искусством. Возлюбленный главной героини, Лорде Нельвиль тоже обладает чертами романтизма. Он способен на сильные поступки и высокую любовь, однако, на фоне Коринны его роль в жизни пассивна, потому он лишен возможности стать духовно свободным. Обновлено: Опубликовал(а): Анна Никульникова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по темеИ это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|