|
Каким предстаёт образ Родины в творчестве С. А. Есенина? (ЕГЭ по литературе)Тема Родины — главная в лирике Есенина неслучайно. Поэт вырос в селе под Рязанью, где в полной мере сохранились русские традиции, быт, природа и все то, что ассоциируется у нас с народной русской культурой. Поэтому стихотворения Есенина перекликаются с фольклором, а нашу страну он называет Русью. В ранних произведениях автор восторгается красотой и величием России. Так, например в стихотворении из цикла “Радуница” — “Гой ты, Русь моя родная”, которое напоминает такой жанр устного народного творчества, как песня, большой образ Родины, словно мозаика, складывается из множества маленьких: “хаты ”, “тополя”, запах яблока и меда, “девичий смех”, церкви. Светлая, праздничная картина завершается словами лирического героя: «Не надо рая, дайте родину мою», так все детали, собираются в ансамбль, который действительно по своей звучности и яркости может сравниться с раем. Вообще именно на системе образов строятся стихотворения Есенина, в этом заключается главная особенность такого литературного направления, как имажинизм. Многие образы повторяются, связывая произведения автора. Наиболее популярные из них: берёза, церковь, кобыла, черемуха, окно. Говоря о стиле Есенина нельзя не упомянуть поэтику цветов. Родина в его стихах всегда окрашена в голубые и золотые цвета. Причем если золотой, цвет пшеницы, поэт связывает с собой, особенно с цветом своих волос, “золотая моя голова”, то синий, цвет неба, со святостью. Так через цветообозначение в образе Руси сливаются и единение автора с родным краем, и божественная сила красоты, можно сказать, земное с небесным. На примере стихотворения “Голубень” можно рассмотреть использование синего. Его упоминание есть в заглавии, которое является авторским неологизмом. А также много раз встречается в стихотворении вместе с другими цветами: “В прозрачном холоде заголубели долы”, “И вечер, свесившись над речкою, полощет, Водою белой пальцы синих ног”. “Опять передо мною голубое поле”. В позднем творчестве стихи о родине приобретают трагические мотивы. С одной стороны поэт с радостью принимает перемены: “Мать моя родина, Я — большевик”, но с другой ему мучительно больно за уходящую “деревенскую Русь”, самобытность и красота которой рушится. Есенин осознает, что народ получил от революции совсем не то, чего ожидал. Его печаль отражена в стихотворении “Русь советская”. Лирический герой, попав в родное село понимает, что привычный уклад изменился, все дорогое сердцу исчезло, и теперь он лишний здесь. В строфе: “Как есть всё принимаю. Готов идти по выбитым следам, Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам”. содержится авторская позиция: поэт готов смириться с действительностью, но самое ценное, искусство, он посвятит любимой, ушедшей деревне, а не советской идеологии. Итак, образ Родины в лирике Есенина складывается из ярких деталей и цветообозначений. Он представляется как русское село с его бескрайним простором и синим небом. Обновлено: Опубликовал(а): Анна Панина Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|