|
«Чёткие линии гор...» (Брюсов Валерий Стихи)Стихотворение можно разделить на две части. В первой части поэт описывает природу, образ создаётся довольной унылый. Он использует такие эпитеты: «чёткие линии», «бледно — неверное», «восторженный», «бессильном», что создаёт мрачную картину. Горы не вызывают особых чувств, автор показывает их всего лишь линией, не говоря про вершины, их величие или же красоты, они только «линии», не более того. Море «бледное — неверное» что показывает непостоянство моря и мастер слова будто обесцвечивает его. Для уточнения обратимся к «Малому академическому словарю». Слово «бледный» имеет 3 значения, но в первом значение оно употребляется для характеристики цвета лица, а последнее имеет переносное значение и используется при описании языка, воспоминаний, впечатлений. Второе значение «слабо окрашенный, неяркий», значит, оно не полностью лишено цвета, а просто неяркое. Что же касается слова «неверный» в том же словаре обнаруживаем 8 значений, по смыслу в данном произведении подходит 6: «Изменчивый, непостоянный». В конце этой строки стоит многоточие, за счёт чего создаётся пауза, поэт будто даёт читателю ещё раз «взглянуть» на горы и море, убедиться, что они самые обыкновенные. После этой паузы он будто подводит итог увиденного, взор хоть и «восторженный», но он «гаснет» и «тонет». Брюсов использует глаголы настоящего времени, словно давая читателю ощутить это на себе, понять, что от такой природы лишь уныние. Простор Брюсов характеризует как «бессильный». У этого слова всё в том же словаре есть два значения и здесь стоит задуматься: простор бессилен перед чем-то или же он просто не имеет физических сил? Тогда от сюда следует другой вопрос, а что есть простор: обширное пространство или же свобода? Скорее всего, исходя из описания гор и моря, здесь всё-таки простор подразумевается не как свобода, а как пространство. Создаётся такое впечатление, что бессилен простор именно перед чем-то, то есть употребляется в значении беспомощный. Так же хочется обратиться и к словарю символов Джека Тресиддера. Горы — «символ превосходства, вечности, чистоты, постоянства, подъема, устремленности, вызова», в другом словаре гора является олицетворением жизни. Море (По Тресиддеру) – «символ превращения и возрождения. Оно также знак бесконечности познания...». Получается, что обычная жизнь имеет чёткие линии, а познание непостоянно. Во второй части бледности земной природы противопоставляется «мир идеальной природы», который автор увидел, создал через призму земного мира. Этот мир он не описывает, но говорит, что создал его именно «в тайных мечтах» и называет его идеальным. Всего лишь из-за этих фраз читатель рисует в воображение свой идеальный мир. Последними двумя строками он подчёркивает это противопоставление с обычным, земным миром природы. Он ставит тире и пишет о том, что земной мир всего лишь прах: «мир идеальной природы» по сравнению с «степи, и скалы, и воды», конечно же, выигрывает. Хотя, автор и не описывает этот мир, но он всё равно, кажется лучше. Хронотоп в этом стихотворении расширен, в первой части присутствуют глаголы настоящего времени, во второй прошедшего. Автор будто показывает земной мир читателю, но сам он уже живёт в созданном мире. Пространство так же расширено этими двумя мирами. Во второй части есть соединительные союзы (и) «степи, и скалы, и воды», они возвращают от мысли об идеальном мире к миру земному. Всё это автор называет прахом по сравнению с его идеальным миром. Стихотворение написано трёхстопным дактилем, за счёт чего возникают ноты печали, произведение навевает уныние. Идея стихотворения заключается в противопоставление двух миров. В одном мире человек живёт, а в другой он может сбежать от реальности. Лирическому герою открываются два мира: земной и мир идеальный. Второй мир он разглядывает сквозь несовершенства и невзрачность первого, создаёт его словно в противопоставление земному миру. Обновлено: Опубликовал(а): MiKa2000 Внимание! Спасибо за внимание. |
|