Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образы помещиков в «Мёртвых душах» пример (ЕГЭ по литературе)

Русская освободительная мысль в конце 20-х и 30-х годов XIX в. развивалась под сильным влиянием революционного выступления декабристов. Революционные традиции декабристов продолжали новые представитель студенческой молодежи. Образовывалось много кружков, в том числе и литературных и, конечно это касалось почти всех членов высшего общества. Но все же были и те, кто старался не являться частью каких-либо кружков. Одним из таких оказался молодой продолжатель старинного дворянского рода Гоголей-Яновских, прозаик, драматург и публицист — Николай Васильевич Гоголь. От не менее выдающихся современников, так же работающих в реализме, его отличали большие способности в сатире и позже создание своего, нового направления — «Гоголевского направления», послужившего началом критического реализма в России.

Несмотря на непричастность к каким-либо политическим кружкам, Николай Васильевич все же имел собственное мнение о ситуации на родине, которое находит отклик в его произведениях. Он любил свою страну и именно поэтому имел критический взгляд на происходящее, задумывался о светлом будущем и о путях его достижения. Талант Н. В. Гоголя был оценен сразу, поэтому Белинский после выхода сборников «Арабески», «Миргород» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» называет Гоголя главою литературы и главою поэтов, а А. С. Пушкин, признавая его превосходство в сатире, подсказывает сюжеты «Ревизора» и «Мёртвых душ». Так, уже пользующийся популярностью и авторитетом в литературных (и не только) кругах, Николай Васильевич затрагивает в своих произведениях не только русские традиции и придания, но и пороки, как русских чиновников и знати, так и обычных людей.

Преследуя цель обличить пороки и указать на них своим читателям Николай Васильевич создает галерею 5 типичных собирательных образов помещиков того времени. Они в полной мере отражают жизнь и нравы тридцатых годов девятнадцатого века. Первым из помещиков с которым Н. В. Гоголь знакомит читателя является Манилов. В его образе запечатлен тип праздного мечтателя, «романтического» бездельника. Хозяйство в упадке, в кладовой пусто, слуги выпивают, а ключница ворует. Но помещику всё равно на это, он инфантилен и пуст, его волнует только внешнее. Он воздвиг себе «храм уединенного размышления», а на столе оставил книгу, но всегда открытую на одной и той же странице, которая уже покрылась пылью. Гоголь показывает мертвенность Манилова, никчемность его жизни. За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота. Образ Коробочки уже лишен «привлекательных» черт присущих Манилову. Все её интересы это хозяйство и «как бы не продешевить». Она мертва душой и скорее не живет, а проживает. Её кладовые переполнены, а продукты в них просто гниют, в то время как себе она во всем отказывает. Следующим в галерее помещиков встречается Ноздрев. Внутри он умер много лет назад. И с восемнадцати лет ни сколь не изменился, он всё такой же любитель погулять, подраться и сыграть. Ему нельзя доверять, ведь он не держит тайн. Ноздрёв — «исторический человек». Его образ не менее типичный, чем образ Коробочки и или Манилова и Гоголь считает, что такие как он ещё долго будут жить в России. Очень противоречивым героем является Собакевич. После выхода «Мёртвых душ» в свет у читателей возникло недоумение. Многие не понимали почему же Собакевич «мертвая душа», ведь он не разоряет крепостных, держит хозяйство. Но несмотря на все это он эгоистичен, не заинтересован в духовном развитии и грешит алчностью и чревоугодием, что все таки доказывает его мертвенность. Последним из пяти собирательных образов является Плюшкин. При первой встрече Чичиков даже не понял женщина это или мужчина. Он опустился и перестал быть похожим на человека. Его душа похожа на его хозяйство. Они ветхие и загромождены ненужным хламом, а сам он ничтожен, мелок и гадок.

Таким образом, помещиков в «Мёртвых душах» объединяют общие черты: бесчеловечность, праздность, пошлость и духовная пустота. Название «мертвые души» говорит не только о крестьянах, которых скупал Чичиков, а об одних из главных героев-помещиков. Они мертвы внутри, они «мертвые души», но к сожалению они и правят Россией, они контролируют обычных людей, своих крестьян.

Николай Васильевич Гоголь создавал «Мёртвые души», чтобы обличив главные пороки помещиков найти путь к исправлению. Он надеялся, что у России есть другой путь, путь в светлое будущее. И современники с восторгом приняли эту поэму, особенно на фоне политической ситуации того времени. «Мёртвые души» стали классикой, как только увидели свет и остаются ею до сих пор. К большому сожалению надежды Гоголя не сбылись и хотя наш мир сильно изменился с начала 19 века, поэма всё ещё актуальна. Образы созданные Н. В. Гоголем почти 2 века назад еще могут встретиться нам в жизни.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.