|
Проблематика нравственного выбора на материале повестей В. Быкова «Альпийская баллада» и В. Распутина «Живи и помни» (Школьные сочинения)«— Скажите, а каким путем я должна идти? «— Это зависит от того, куда ты хочешь попасть» Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес». С самого детства мы слышим, что хорошо, а что плохо, однако не всегда легко разобраться, какой поступок будет более правильным, но в любом случае человек, делая выбор, должен не только опираться на нормы морали, но и воспитывать их в себе. Но как же их воспитать? Каким бы сложным не казался это вопрос, ответ весьма прост — необходимо обращаться к работам великих писателей, каждая из которых является неким наставлением для читателя. В своих произведениях авторы, поднимая самые разные проблемы, учат нас быть терпеливыми, милосердными, совестливыми… Одними из наиболее ярких произведений, доказывающих вышесказанное, являются повести В. Распутина «Живи и помни» и В. Быкова «Альпийская баллада».
В повести «Альпийская баллада» автор раскрывает данную проблему на примере главного героя — Ивана Терешки – обычного белорусского паренька, которому пришлось почувствовать на себе, что такое война. Иван представлен нам, как смелый, самоотверженный, великодушный человек. Даже находясь в плену, он не опускал руки, был готов отдать свою жизнь за любой шанс выбраться, чтобы служить на благо Родины. Он не только сумел сбежать из плена, но и «взял под своё крыло» итальянку Джулию, тем самым встав перед выбором: спасти свою жизнь и бросить хрупкую девушку на произвол судьбы или спастись вместе. Хоть этот выбор и оказался для него смертельным, он всё же смог остаться человеком, не уподобившись животным, живущим по закону: «Каждый сам за себя». Он спас Джулию, подарив ей тем самым возможность жить. В повести «Живи и помни» проблема нравственного выбора также остро встает перед главными героями — Андреем Гуськовым и его женой Настеной. Андрей — молодой солдат, уставший от войны, выбирал между спасением собственной жизни или долгом пред родиной. Страх перед смертью овладевает им, он становится дезертиром, показывая себя слабым, трусливым человеком. В сложившийся ситуации его жена была единственной, кто помогал ему, не разделяя его выбора. Этот выбор не дает Настене в полной мере насладится великим счастьем материнства и победой в долгой войне. От безысходности и отчаянья она совершает самоубийство, после чего Андрею приходится нести тяжелую ношу, ведь теперь, в её смерти и смерти своего нерожденного ребенка он может винить лишь себя. Казалось бы, такие разные авторы, такие разные герои, но одна вечная проблема, и как поступить, каждый для себя решает сам. И для ещё более яркого раскрытия этой мысли мы можем обратить внимание на композицию повестей. Композиция произведения Распутина целиком и полностью построена на противопоставлении Андрея и Настены, а точнее, противопоставления их характеров. Резко оттеняя контрастные черты сопоставляемых автором героев, он делает произведение более убедительным. Композиция повести Василия Быкова позволяет передать благодарность солдатам войны. Для этого автор умело использует эпистолярный стиль, заменяя эпилог в конце произведения на письмо Джулии родственникам и односельчанам Ивана. Я не раз задумывалась о том, насколько тяжело нам даются некоторые решения. Прочитав данные повести, я поняла, что в первую очередь необходимо оставаться человечными, честными перед самими собой и окружающими, необходимо уметь признавать свои ошибки, чтобы всегда принимать правильные, с точки зрения морали, решения, ведь каждый сам творец своей судьбы, и только от нас зависит то, какой будет наша жизнь. Обновлено: Опубликовал(а): Alen Skape Внимание! Спасибо за внимание.
|
|