|
Вы здесь: Критика24.ру › Итоговое сочинение (декабрьское)
Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её (У. Джеймс) Направление цели и средства (Итоговое сочинение (декабрьское))Какие цели должны стать смыслом существования? Что заставляет нас ценить жизнь? Эти вопросы хотя бы раз в жизни волновали каждого из нас. Очень часто мы испытываем состояние духовного кризиса, когда в нашем сознании распадается " связь времён". Мы не видим смысла своего существования: всё движется по какому-то заколдованному кругу, и ничего не меняется. Какое же счастье испытываешь, когда наступает "момент истины": мы понимаем, в чём наше предназначение. Несомненно, найти свою дорогу в жизни - это значит найти себя. Герой рассказа В. В. Набокова "Благость" проходит этот необходимый путь от безверия и отчаяния к пониманию смысла жизни и к ощущению несказанного счастья. Эта новелла привлекает внимание читателя своим необычным старинным названием, которое завораживает и вызывает желание узнать, что же такое благость, по мнению автора. Благость - это нечто приятное, умиротворяющее, это счастье, радость. Между человеком и окружающим миром существует благостная связь. Сюжет рассказа прост. Герой приглашает свою возлюбленную на свидание и ожидает её у Бранденбургских ворот в Берлине, а она всё не идёт. Он наблюдает за старушкой, продающей с лотка у железного окна гауптвахты открытки. Вдруг окно гауптвахты открывается, и солдат в зелёной форме подаёт старушке кружку горячего кофе. В благодарность старушка подает две открытки. Тогда-то к герою и приходит понимание мира, внутреннее озарение. Он чувствует нежность мира, начинает ценить жизнь, потому что открыл цель человеческого существования. Рассказ ведётся от первого лица. Рассказчик - скульптор, страдающий влюблённый. Особенность повествования заключается в том, что оно обращено ко второму лицу - возлюбленной героя, словно он мысленно разговаривает с ней, пытаясь понять и её, и окружающий мир. Это придаёт рассказу искренность, доверительность, задушевность. Сквозь неспешность речи чувствуется напряжённость, драматизм внутреннего мира героя. Символом мира, его совершенства, гармоничности и бесконечности является для Набокова круг ( у него даже есть рассказ "Круг"). Повествовательный "круг" заключается в том, что из мастерской герой идёт к Бранденбургским воротам, затем возвращается в мастерскую, но другой, обновлённый, открывший истину и оттого испытывающий пронзительное счастье. Слово "мастерская" вызывает ассоциации, связанные с чем-то незаконченным, недосозданным, незавершённым. Образ мастерской, данный в экспозиции, - это образ мира в первоначальном восприятии героя. Важно, что мастерскую он унаследовал от фотографа. Фотограф копирует действительность, но не объясняет её. Чтобы найти свою дорогу, необходим творческий поход к жизни, умение открыть в ней самое главное. Без этого человек не состоится как личность. В создании образа мастерской Набоков использует яркие художественные средства. Ощущение грусти, уныния, тягости бытия, лишённого радости, с помощью ассонанса на "узкий", "заунывный" звук "у" и аллитерации на "тупые", "спотыкающиеся" согласные "т" и "п". Художественное пространство замкнутое, ограниченное. Герой замкнулся в себе, в своих переживаниях. Художественные детали в описании мастерской можно разделить на две группы. Одни передают неясность, расплывчатость, смутность мировосприятия героя. Это "лиловатое пятно", "мутный сад" 9сад в религиозном сознании - символ человеческой души), "пыльный туман", "туманная светлица". Другие детали создают ощущение бессмысленности мира, его разрушенного состояния. На полотне - "часть балюстрады и белёсая урна". под ногами у героя что-то "крошилось, потрескивало". Герой просидел до утра в кресле среди мусора, гипсовых осколков, в пыли высохшего пластилина. Чёрные занавески создают ощущение трагичности мировосприятия рассказчика, а сравнение их с рваными знамёнами помогает понять, что герой чувствует себя потерпевшим поражение в жизни. Отношение скульптора к своему творчеству неприязненное. Свои скульптуры он называет "глиняными болванками", одна из которых - лишь подобие героини. Он часто признаётся в своём непонимании жизни: он не знает, за что любит свою девушку, не знает, почему рассмеялся. неудачи в творчестве героя можно объяснить тем, что он не знает своей дороги, своей цели, а значит, и не знает себя. Чтобы сказать новое слово в искусстве, надо быть личностью, надо понимать жизнь и своё предназначение в ней. В конце рассказа герой, изменивший своё отношение к миру, вспоминает прохладный уют своей мастерской и чувствует творческое вдохновение - "в щепотках пальцев бьющуюся мысль". Способен творить тот, кто в согласии с миром и с самим собой. Круг как символ связи всего сущего на земле образуют и герои рассказа: зелёный солдат, подающий кофе старушке, "кофейная" старушка, дарящая солдату открытку, и герой, наблюдающий за этой сценой. Он видит человеческое участие и доброту, неизъяснимое блаженство, с которым старушка пьёт кофе, и открывает истину о мире как благости. Рассказ насыщен множеством "круглых" деталей. У старушки круглое лицо и круглая шляпа, выпяченный живот, да и сама она не идёт, а "катится". Можно вспомнить толстовского Платона Каратаева, ставшего для Пьера олицетворением всего доброго, русского, круглого. Купол за окном похож на бронзовый арбуз, а в овальном глазу лошади божественная печаль. Девочка играет в круглый мяч, а с деревьев ветер срывает круглые каштаны, и они падают на крышу трамвая, издавая кроткий круглый звук "так", вызывающий в герое чувство пронзительного счастья. Образ ветра является в рассказе сквозным. Ветер - часть мира. Вначале он несёт с собой холод.Холоду противопоставлено тепло человеческого участия. Новелла обогащает новым видением мира, учит ценить жизнь и находить в ней благость. Найдя верную цель в жизни, ты научишься ценить мир. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|