Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её (У. Джеймс) Направление цели и средства (Итоговое сочинение (декабрьское))

Какие цели должны стать смыслом существования? Что заставляет нас ценить жизнь? Эти вопросы хотя бы раз в жизни волновали каждого из нас. Очень часто мы испытываем состояние духовного кризиса, когда в нашем сознании распадается " связь времён". Мы не видим смысла своего существования: всё движется по какому-то заколдованному кругу, и ничего не меняется. Какое же счастье испытываешь, когда наступает "момент истины": мы понимаем, в чём наше предназначение.

Несомненно, найти свою дорогу в жизни - это значит найти себя.

Герой рассказа В. В. Набокова "Благость" проходит этот необходимый путь от безверия и отчаяния к пониманию смысла жизни и к ощущению несказанного счастья. Эта новелла привлекает внимание читателя своим необычным старинным названием, которое завораживает и вызывает желание узнать, что же такое благость, по мнению автора. Благость - это нечто приятное, умиротворяющее, это счастье, радость. Между человеком и окружающим миром существует благостная связь.

Сюжет рассказа прост. Герой приглашает свою возлюбленную на свидание и ожидает её у Бранденбургских ворот в Берлине, а она всё не идёт. Он наблюдает за старушкой, продающей с лотка у железного окна гауптвахты открытки. Вдруг окно гауптвахты открывается, и солдат в зелёной форме подаёт старушке кружку горячего кофе. В благодарность старушка подает две открытки. Тогда-то к герою и приходит понимание мира, внутреннее озарение. Он чувствует нежность мира, начинает ценить жизнь, потому что открыл цель человеческого существования.

Рассказ ведётся от первого лица. Рассказчик - скульптор, страдающий влюблённый. Особенность повествования заключается в том, что оно обращено ко второму лицу - возлюбленной героя, словно он мысленно разговаривает с ней, пытаясь понять и её, и окружающий мир. Это придаёт рассказу искренность, доверительность, задушевность. Сквозь неспешность речи чувствуется напряжённость, драматизм внутреннего мира героя.

Символом мира, его совершенства, гармоничности и бесконечности является для Набокова круг ( у него даже есть рассказ "Круг"). Повествовательный "круг" заключается в том, что из мастерской герой идёт к Бранденбургским воротам, затем возвращается в мастерскую, но другой, обновлённый, открывший истину и оттого испытывающий пронзительное счастье.

Слово "мастерская" вызывает ассоциации, связанные с чем-то незаконченным, недосозданным, незавершённым. Образ мастерской, данный в экспозиции, - это образ мира в первоначальном восприятии героя. Важно, что мастерскую он унаследовал от фотографа. Фотограф копирует действительность, но не объясняет её. Чтобы найти свою дорогу, необходим творческий поход к жизни, умение открыть в ней самое главное. Без этого человек не состоится как личность.

В создании образа мастерской Набоков использует яркие художественные средства. Ощущение грусти, уныния, тягости бытия, лишённого радости, с помощью ассонанса на "узкий", "заунывный" звук "у" и аллитерации на "тупые", "спотыкающиеся" согласные "т" и "п". Художественное пространство замкнутое, ограниченное. Герой замкнулся в себе, в своих переживаниях. Художественные детали в описании мастерской можно разделить на две группы. Одни передают неясность, расплывчатость, смутность мировосприятия героя. Это "лиловатое пятно", "мутный сад" 9сад в религиозном сознании - символ человеческой души), "пыльный туман", "туманная светлица". Другие детали создают ощущение бессмысленности мира, его разрушенного состояния. На полотне - "часть балюстрады и белёсая урна". под ногами у героя что-то "крошилось, потрескивало". Герой просидел до утра в кресле среди мусора, гипсовых осколков, в пыли высохшего пластилина. Чёрные занавески создают ощущение трагичности мировосприятия рассказчика, а сравнение их с рваными знамёнами помогает понять, что герой чувствует себя потерпевшим поражение в жизни.

Отношение скульптора к своему творчеству неприязненное. Свои скульптуры он называет "глиняными болванками", одна из которых - лишь подобие героини. Он часто признаётся в своём непонимании жизни: он не знает, за что любит свою девушку, не знает, почему рассмеялся. неудачи в творчестве героя можно объяснить тем, что он не знает своей дороги, своей цели, а значит, и не знает себя. Чтобы сказать новое слово в искусстве, надо быть личностью, надо понимать жизнь и своё предназначение в ней.

В конце рассказа герой, изменивший своё отношение к миру, вспоминает прохладный уют своей мастерской и чувствует творческое вдохновение - "в щепотках пальцев бьющуюся мысль". Способен творить тот, кто в согласии с миром и с самим собой.

Круг как символ связи всего сущего на земле образуют и герои рассказа: зелёный солдат, подающий кофе старушке, "кофейная" старушка, дарящая солдату открытку, и герой, наблюдающий за этой сценой. Он видит человеческое участие и доброту, неизъяснимое блаженство, с которым старушка пьёт кофе, и открывает истину о мире как благости.

Рассказ насыщен множеством "круглых" деталей. У старушки круглое лицо и круглая шляпа, выпяченный живот, да и сама она не идёт, а "катится". Можно вспомнить толстовского Платона Каратаева, ставшего для Пьера олицетворением всего доброго, русского, круглого. Купол за окном похож на бронзовый арбуз, а в овальном глазу лошади божественная печаль. Девочка играет в круглый мяч, а с деревьев ветер срывает круглые каштаны, и они падают на крышу трамвая, издавая кроткий круглый звук "так", вызывающий в герое чувство пронзительного счастья.

Образ ветра является в рассказе сквозным. Ветер - часть мира. Вначале он несёт с собой холод.Холоду противопоставлено тепло человеческого участия.

Новелла обогащает новым видением мира, учит ценить жизнь и находить в ней благость. Найдя верную цель в жизни, ты научишься ценить мир.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.