|
Вы здесь: Критика24.ру › Итоговое сочинение (декабрьское)
Нарушитель любви к ближнему первым из людей предаёт самого себя... (Б. Л. Пастернак). (По рассказу А. М. Горького Карамора). Напрвление верность и измена (Итоговое сочинение (декабрьское))Человек - главная тема любого горьковского произведения. "Мучает меня эта загадка - человеческая, русская душа", - пишет А.М.Горький Ромену Роллану в 1923 году в период работы над рассказом "Карамора". В этом небольшом произведении писатель исследует процесс распада личности. Каким образом в одном человеке могут сосуществовать герой, способный совершить подвиг из любви к людям, и предатель - провокатор, выдающий своих товарищей - революционеров полиции и нарушающий закон любви к ближнему? Действие новеллы происходит с 1905 по 1914 годы, в смутную эпоху войн и революций. В центре повествования - образ Петра Каразина. Начав свою жизнь как революционер, он вершит суд и собственноручно казнит агента охранки, предателя Попова. Находясь под следствием по делу об убийстве. Каразин оказывается перед выбором: уголовная ответственность и смертная казнь или "замена" предателя и служба в Охранном отделении. Вчерашний революционер, не колеблясь, выбирает последнее: становится предателем. Чтобы раскрыть внутренний мир своего героя, автор использует множество средств. Одно из них - имя Пётр, что означает "камень". Фамилия "Каразин" от тюркского слова "кара" - "чёрный". Словосочетание "чёрный камень" точно раскрывает сущность образа, чёрствую, холодную, тёмную душу героя. Фамилия горьковского персонажа сразу же соотносится с братьями Карамазовыми Ф. Достоевского. Светлый, чистый, добрый Алёша; обуреваемый кипением тёмных страстей Дмитрий и живущий разумом Иван. Горьковский герой чувствует свою раздробленность: "... во мне, я думаю, живёт человека четыре, и все не в ладу друг с другом, у всех разные мысли". Существование только светлого и тёмного начал в душе Каразина - давно пройденный им этап. По его признанию, уже в двадцать лет он "чувствовал себя не человеком, а сворой собак, которые рвутся и бегут в разные стороны". У героя есть прозвище - Карамора. Так прозвал его отец, большой, добрый и весёлый слесарь. "Карамора" - так в просторечии зовут крупного комара, похожего на паука. Пьющий человеческую кровь комар и плетущий паутину паук как нельзя лучше характеризуют человека, выдававшего жандармам своих товарищей. Замечательным ключом для раскрытия образа нарушителя любви к ближнему, являются шесть эпиграфов, данных автором рассказу. Первым эпиграфом являются слова рабочего Захара Михайлова. провокатора, сказанные им в следственной комиссии в 1917 году: "Вы знаете: я способен на подвиг. Ну, и вот также на подлость, - порой так и тянет кому-нибудь какую-нибудь пакость сделать, - самому близкому. Горьковский Карамора тоже способен на подвиг. Он бросился на помощь рыбакам на оторванной ветром льдине, и сам был оторван на маленькой льдине от берега. Верёвку, которую ему бросили оставшиеся на берегу люди, он метнул рыбакам, терпящим бедствие. Вот как описывает Карамора это состояние: в эту минуту: "...как будто в меня извне вскочил кто-то, очень ловкий, злой..." Эту непредсказуемость, иррациональность человеческой души в проявлении добра и зла, эту "широкость" русской натуры, способной к высоким взлётам и самым низким падениям, прекрасно исследовал в своих произведениях Ф. Достоевский. Карамора читает Достоевского с недоверием: "...выдумывает, стращает людей темнотою души затем, чтобы люди признали необходимость бога..." Каразин не верит в бога. По его мнению, Христос - наивная поэзия, лирика, выдумка, обман. Своё неверие он объясняет так: "Будь бог - разве люди таковы были бы?" Как и Достоевский, Горький наделяет своего героя двойником. Это начальник Охранного отделения Симонов, горьковский Свидригайлов, не возмущающийся злом. Моральным кодексом Симонова является "Жизнь животных" Брема. Человек, по мнению двойника Караморы, "разумное животное". Начальник охранки и Пётр Каразин близки друг другу в своей духовной выхолощенности, пустоте. Внутренний мир сотрудника охранки раскрывается с помощью сна. Горький намеренно погружает своего героя в сон как особое подсознательное состояние, в котором человек не может лгать себе. Только во сне Карамора получает возможность встретиться со своим "я". Мир в душе этого предателя - плоский круг, покрытый сводом серенького неба. Край неба холодный, твёрдый, "он плотно притёрт к жёсткой, как железо, но беззвучной земле". Это мир без бога. Он пуст. Отказавшись от Бога и от главной заповеди Христа о любви к ближнему, герой теряет себя. Герой движется по черте горизонта и не понимает, чего он ищет. Небо "как тусклое зеркало". В нём Пётр Каразин видит своё "я" - уродливое, искажённое. Итак, в рассказе "Карамора" Горький выступает как хроникёр процесса распада личности. Это произведение по-новому открывает перед нами "буревестника революции". Мы почувствовали живого писателя с его раздумьями о судьбе человека в эпоху катастрофических потрясений. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|