|
«Даром бременящие землю» по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души» является блестящим образцом «многоликого» эпоса. Идею для данного произведения писателю подсказал А. С. Пушкин. Из этого «сюжетного зерна» выросло грандиозное творение, которое не раз сравнивалось с «Божественной комедией» Данте. Герои «Мёртвых душ», по задумке автора, должны были пройти Ад, Чистилище и Рай. Однако читатель может полностью увидеть лишь первый из томов, созданных Н. В. Гоголем. В нём писатель через похождения главного героя знакомит нас с разными слоями русского общества, заглядывая во все укромные уголки России своего времени. В центре произведения Н. В. Гоголя находится Павел Иванович Чичиков — главный герой, аферист, мошенник и взяточник. Вокруг него разворачиваются все события поэмы. В одиннадцатой главе мы узнаём наставление отца уезжающему сыну, которое главный герой пронёс через всю свою жизнь: «больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был». Своей идеей покупки мёртвых душ Чичиков объединяет маленькие миры чиновников, помещиков и других слоёв общества в единый образ России. Первым, кому наносит визит главный герой, является помещик Манилов. Н. В. Гоголь искусно умел подмечать все качества героев одной лишь фразой или деталью. Так, деревню помещика Чичиков по ошибке назвал Заманиловкой. Почему? Как оказалось, лишь внешне она «манила» к себе, но всё в ней было пусто и бездушно. Поместье — зеркало каждого помещика. Доброта, учтивость и даже приторно хорошее отношение ко всем у Манилова были лишь средствами для того, чтобы лучше устроиться в этом мире, для личного удовольствия. Хозяйство помещика шло само собой, а он любил пофилософствовать на пустые темы и придаться бесплодным мечтаниям. Н. В. Гоголь характеризует Манилова: человек «ни то ни сё; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Это выражение равноправно высказыванию «ни рыба, ни мясо», что характеризует человека, как инфантильного, посредственного и недалёкого. После Манилова Чичиков попадает к помещице Коробочке. Заметно, что, хоть она и имела небольшое поместье, Настасья Петровна отлично управлялась со всеми заботами. Помещица оказалась бережливой, гостеприимной хозяйкой, которая любила прибедниться и пожаловаться на неурожай. В её образе снова проявляется сатирический дар автора поэмы. Говорящая фамилия Коробочки указывает читателю на такие качества помещицы, как бережливость, накопительство, даже недалёкое, примитивное мышление. Н. В. Гоголь отмечает: «дубинноголовая какая!». Настасья Петровна долгое время сомневалась в ответе на предложение Чичикова, боялась, что её обманут. Помимо этого Коробочка на протяжении всего диалога пыталась продать что-то из продуктов, производимых в её поместье. Здесь проявляется её хозяйственность и торговая деловитость. Сам Н. В. Гоголь считал тип и характер Коробочки весьма распространённым на Руси. Когда очередное дело по мёртвым душам было решено, изнурённый Чичиков долго ещё не мог забыть помещицу, её упрямство, излишнюю осторожность и недоверчивость. Следующий помещик, встречающийся на пути у Чичикова — Ноздрёв, «исторический человек». Сама фамилия говорит читателю о природном чутье на истории. Не раз случалось этому помещику попадать в ситуации, которые заканчивались дракой. Главной причиной, чаще всего, был он сам, его характер, амбиции, любовь смухлевать и «нагадить ближнему». Ноздрёв резко высказывался в отношении других помещиков, быстро переходил на «ты» и часто вёл себя фамильярно. Чичиков понимал, что подобное поведение являлось нормой для данного героя и поэтому не винил его. Но, как оказалось, Ноздрёв — «человек-дрянь», и он подтверждает эту репутацию ежеминутной ложью и готовностью к предательству. В диалогах с помещиком часто можно заметить преувеличение и хвастовство на счёт своего хозяйства, изобилия поместья, которые подкрепляются скудным обедом с поддельными винами. Знакомство читателя с Ноздрёвым завершается всем известной сценой игры в шашки и чуть не случившейся потасовкой, от которой Чичикова уберёг истинно счастливый случай. После столь удивительных событий Чичиков отправляется к Собакевичу. Яркий представитель того, как через поместье, дом, усадьбу характеризуется герой, его внешность и внутренний мир. «Человек – кулак», «медведь», Михаил Семёнович — вот те определения и высказывания, которыми Н. В. Гоголь столь метко описал читателю очередного помещика. Всё: избы, мебель, колодец, обстановка комнат пребывает в тяжеловесном, надежном порядке. Собакевич изначально предстаёт перед нами как человек недалёкого, тугого ума со скудным словарным запасом, неуклюжий и недоброжелательный. Предложение Чичикова нисколько не удивило помещика, наоборот, он начинает расхваливать таланты умерших крестьян. В этом эпизоде читателю неожиданно открывается способность Собакевича к чувствам, красноречивости, даже пафосу. Он знает и ценит достоинства каждого крепостного крестьянина, что создаёт образ прекрасного хозяина, знающего своё дело. Жаль, что добрые качества Собакевича скрыты в «кулацком» образе помещика. В конце первого тома читатель знакомится с самым тёмным и печальным поместьем. Его хозяина Н. В. Гоголь охарактеризовал: «прореха на человечестве». За что же ему было дано столь угнетающее и позорное определение? По мнению автора, герой находится на низшей ступени деградации личности. Всё в поместье Плюшкина указывало на смертельную пустоту живущего в нём человека: «часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину», «заросший и засохший» сад, «пошатнувшаяся беседка», «обрушенные перила», огромное количество пыли на мебели и « куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах». Вид помещика приводит Чичикова в страшное смятение: «но перед ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик. У этого помещика была тысяча с лишком душ…». Плюшкин — мёртвая душа. Он потерял интерес к жизни, перестал следить за собой и за своей усадьбой. Стоить отметить, что это единственный помещик, на чьей биографии столь основательно остановился Н. В. Гоголь. У Плюшкина очень печальная судьба: жена умерла, старшая дочь убежала с штабс-ротмистром («отец послал ей на дорогу проклятие»), сын пошёл против указаний отца (за что ему было отказано во всякой помощи), а последняя дочь умерла. «Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее». Именно в толще народной жизни прослеживается сущность людей того времени. Все помещики поэмы «Мёртвые души» по-своему дополняют мир гоголевской Руси, создавая явную картину омертвлённого общества. Сам автор писал: «Вовсе не губерний и не несколько уродливых помещиков и не то, что им приписывают, есть предмет «Мёртвых душ». Н. В. Гоголь искусно изобразил падение и возрождение личности, народа, страны через жизнь «частного» человека. Обновлено: Опубликовал(а): Елизавета Сергеевна Колдыркаева Внимание! Спасибо за внимание. |
|