|
Вы здесь: Критика24.ру › Итоговое сочинение (декабрьское)
Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы - большой и маленькой (Д.С.Лихачёв). (По рассказу В. Потанина Украденная жизнь). Направление равнодушие и отзывчивость. (Итоговое сочинение (декабрьское))Человечность - это добро, заложенное в природе человека, это отзывчивость, милосердие, сострадание. Человек, по утверждению поэта Мандельштама, "не волк... по крови своей". Человек способен противостоять злу и сохранить в себе человечность, какими бы жестокими ни были обстоятельства его жизни. Проявление звериного начала - это отклонение от нормы, это искажение человеческой природы. Русская литература всегда была внимательна к проявлению человечности в своих героях, она всегда стремилась пробуждать в своих"чувства добрые", учила милосердию, состраданию, отзывчивости. Писатели двадцатого века продолжают гуманистические традиции русских классиков:А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А .П. Чехова. Веру в человека воплощает в своём рассказе "Украденная жизнь". напечатанном в февральском номере журнала "Москва" за 1996 год, известный современный писатель Виктор Потанин. Действие этого небольшого произведения происходит в "лихие девяностые". Пространство предельно локализовано и ограничено стенами маленького тесного кафе. Двое сидят за столиком у двери. Почему автор поместил своих героев у двери, которую постоянно открывают, и она громко постанывает или издаёт "что-то кошачье"? Соседство с дверью мешает, но герои увлечены разговором и ничего не замечают. В сущности, они находятся рядом с порогом, который символизирует собой порог. Вспомним роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", где самое важное, значительное происходит на пороге. Раскольников в своей каморке - клетушке, занимавшей половину комнаты - шкафа, мог, не вставая, снять крюк с двери, а это значит, что он жил почти на пороге. На пороге произошла знаменитая молчаливая сцена между Раскольниковым и Разумихиным, когда что-то неуловимое пробежало между ними, и Разумихина потрясла ужасная мысль - догадка о причастности своего друга к убийству старухи - ростовщицы. Сама ситуация пьяного разговора между потанинскими героями в многолюдном кафе напоминает сцену пьяной исповеди - покаяния Мармеладова перед Раскольниковым в пивной. Атмосфера маленького кафе - "гвалт кругом, матерщина" - сходна с тем диким хохотом и издевательскими репликами, которые сопровождали исповедь Мармеладова. Да и фраза потанинского рассказа: "Человек ко всему привыкает", - отсылает нас к размышлениям Раскольникова о том, что семейство Мармеладовых привыкло к ужасной жертве Сони: "Ко всему подлец-человек привыкает!" Но тут же Родион Романович восклицает: "Ну а коли я соврал... коли действительно не подлец человек..." Так подлец или не подлец человек или он достоин сострадания и милосердия? Нужно ли жалеть человека? Посмотрим, как отвечает на эти вечные вопросы современный писатель Виктор Потанин. Перед нами два бывших одноклассника, встретившиеся после десятилетней разлуки. Обоим лет по пятидесяти. Во всём они кажутся антиподами: во внешнем облике, в характере, в поведении, в отношении к жизни. Один из них - Михаил Иванович Подаруев, сельский врач, большеголовый, грузный мужчина с тяжёлыми пудовыми кулаками. В детстве он получил очень меткое прозвище "Топтыгин" за свою медвежью неповоротливость, неуклюжесть, за добродушие сказочного персонажа. В портрете Топтыгина подчёркивается контраст: он кажется "человеком - горой", у самой вершины которой синеют наивные детские глаза: "такое рыхлое тело - и эта синь, как на лугу". Второй - Николай Семёнович Сидоренко - "вертлявый худенький человечек с круглым личиком и вздёрнутым носиком, отчего в лице проступала дерзость. В детстве он получил прозвище "Суслик". Внутреннее состояние героев меняется на всём протяжении рассказа. Топтыгин вначале "впал в меланхолию": "...худо у меня на душе. Других лечу, а себя не умею". Он ощущает недовольство собой: "...моя мама старообрядка. Но я её недостоин, как и той жизни, что она прожила. Ни одного светлого дня".На покаянную речь своего друга "философ" Суслик глубокомысленно изрекает:"Если нет скорбей, нет и спасенья..." Смысл этой фразы, сниженной ироническим отношением автора к своему герою, всё же восходит к философской мысли Ф. Достоевского о страдании, очистительном для души человека. Речи Сидоренко напоминают хлестаковское враньё. По словам Николая Семёновича, он важный чиновник, работает в коммунальном хозяйстве: "Весь городишко - моя усадьба... И уже господином меня величают", "Три манто" жены, "у дочки не меньше", две машины в разных гаражах. денег много. как снега за окном - всё это сродни хлестаковским горячему супу в кастрюльке, присланному на пароходе из Парижа, и арбузу в семьсот рублей на столе. Но если Хлестаков врёт самозабвенно, даже вдохновенно, как поэт, и сам верит своему вранью, и слова из него вылетают непроизвольно, то Суслик, сочиняя себе роскошную жизнь, подозрителен: "Ты мне не веришь, Топтыгин". В конце концов выясняется, что Суслик - "алкаш и мечтатель" и идти ему некуда. Он "украл" чужую жизнь, представив себя значительным лицом. Но прежде всего он украл жизнь у самого себя. Ему нечего о себе рассказать, кроме того, что он ничего не помнит и пьёт: "Пью я, миленький, пью по-крупному, потому и худой". И страхи Суслика тоже придуманные: боится он прихода к власти коммунистов, своего "раскулачивания" и того, что вновь появятся "тройки" и приговорят его без суда к стенке. Только и знаем мы из детства Сидоренко, что, когда Топтыгин свой горячий школьный завтрак, котлетки да булочки, тащил собаке по кличке Марсик. Суслик - "свою порцию сразу в рот". На первый взгляд, Николай Семёнович Сидоренко, с его банальной фразой "все там будем" и примитивной моралью "хватай, что рядом лежит", с его совестью "в броне", не оставляет нам надежды на проявление человечности в нём, не внушает веры в добро. Топтыгин не завидует "несметному богатству" своего бывшего одноклассника, но и не осуждает за пьяное бахвальство, а лишь сочувствует товарищу. Он не умеет, в отличие от своего друга, забывать. Помнит детство: "как у дворян - на гнилой картошке да на водичке". мать работала в школе, а отец пришёл с фронта и умер. Умерла жена Валюша, с которой жили. "как сиамские близнецы". Одна кровь, одна душа, одно сердце". Не может Михаил Иванович смириться с этой утратой. Одно из самых дорогих воспоминаний детства - собака Марсик, "ласковый, чуткий пёс", уши "огромные, тёпленькие, как сковородки". Здесь -то и выясняется, что и Топтыгин "украл" - сочинил себе жизнь. Он рассказал Суслику нечто мистическое: к нему вернулся спустя сорок лет "оттуда" Марсик, тот самый Марсик, которого убил когда-то пастух Лёнька Кривой. Враньё Суслика и Топтыгина разное. Легенда о "возвращении" Марсика с того света необходима Подаруеву, чтобы "не утонуть в своих безднах", "устоять на ногах", "выплыть", ибо "не всегда правдой душу вылечишь", как заметил странник Лука в пьесе М. Горького "На дне". Топтыгин - необыкновенно милый и добрый человек, способный на милосердие и сострадание, на бескорыстную помощь ближнему. Он понимает, что односельчане идут к нему в больницу за надеждой и врач для них - "местный Христос". Он всех жалеет: худого, измождённого Суслика приглашает к себе в деревню, сочувствует старенькой одинокой учительнице, у которой в школе "зарплатка с мышиный хвостик", лечит бесплатно нищий деревенских старух. Рассказ заканчивается признанием Сидоренко в том, что он всё наврал, и его покаянным плачем. В душе этого героя появляется надежда на воскрешение: "... а я вот возьму и брошу пить. И воскресну". Вопрос Николая Семёновича: "Мы же люди - или как?.." - остаётся без ответа. Ответ на этот вопрос даст сама жизнь, своя, а не украденная. Герои Потанина обретают веру в себя, а читатель - веру в человека, в победу добра. Мы ещё раз убеждаемся в том, что человечность - одно из важнейших явлений литературы. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|