|
Нужно ли быть милосердным к преступникам? Аргументы А. П. Чехов «Рассказ старшего садовника», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Итоговое сочинение (декабрьское))Преступник — тот, кто нарушил закон, перешагнул границу между добродетелью и грехом, добром и злом. Конечно, преступника наказывают по закону и осуждают с точки зрения морали, то есть неписаных правил, существующих в обществе. К преступлениям относятся убийство, ложь, воровство, имеющие различные проявления в поведении, поступках человека. Говоря о преступнике, мы всё же употребляем слово «человек». Поэтому, наверное, нужно быть милосердными к тем, кто совершил преступление. Подтвердим эту мысль примерами из литературы. В «Рассказе старшего садовника» Антона Павловича Чехова в споре о проблеме оправдательных приговоров побеждает Михаил Карлович, считающий, что всегда, даже если это касается преступника, нужно верить в человека. Садовник рассказывает «очень милую легенду», которую он слышал от покойной бабушки. Сюжет её прост: в маленьком городке убили доктора, которого все уважали, любили и боготворили. Когда нашли убийцу, то суд присяжных всё же вынес ему оправдательный приговор, несмотря на улики, хотя и признал виновным. Присяжные и судья даже не допускали мысли, «чтобы мог найтись человек, который осмелился бы убить… доктора!». Вера в человека, которая заставляла учёного доверять людям и лечить их безвозмездно, отдавая им всю любовь и знания, передалась и всем жителям города. Прощение преступника помогло им стать лучше и человечнее. Михаил Карлович как будто подводит итог: «И Бог, говорила моя бабушка, за такую веру в человека простил грехи всем жителям городка». К преступникам нужно быть милосердными из человеколюбия. Идея веры в доброе начало в каждом человеке важнее, чем наказание одного. Сегодня общество движется в этом направлении. Вспомним роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором важное место занимают эпизоды проявления милосердия к тем, кто поступил аморально, совершил преступление против нравственности. Так из алчности и трусости критики Ариман, Лаврович и Латунский организуют через газетные публикации травлю Мастера за его роман. Было понятно, «что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Мастер тяжело заболел, сжёг свой гениальный роман, лишился маленькой квартирки в подвале «стараниями друга» Алоизия Могарыча и попал в психиатрическую лечебницу. Произошло, по сути дела, убийство души, личности Мастера, неслучайно эти статьи вызвали ярость Маргариты. Когда она превратилась в ведьму, то решила наказать тех, кто совершил подлость. Пролетая мимо «Дома Драмлита», она нашла квартиру №84, на двери которой была табличка «О. Латунский». Ему посчастливилось, что он не был дома. Но Маргарита разгромила квартиру. Дикий разгром прекратился только потому, что ведьма — Маргарита заглянула в крайнее окно на третьем этаже и увидела напуганного мальчика. Успокоив его, она посчитала, что суд свершился. Маргарита стала в этом эпизоде воплощением человеческой совести, осуждающей ложь, трусость, предательство, доносительство. Но даже она отказывается от дальнейшего мщения тем, кто переступил через порядочность и честь, а руководит ею идея человеколюбия в образе испуганного, верящего в сказки и добро ребёнка. Итак, любое преступление должно осуждаться, преступника нужно наказать. Но, во-первых, необходимо, чтобы он сам понял, за что его осудили, чтобы содрогнулся от мерзости собственного поступка. Во-вторых, те, кто берёт на себя роль судьи, не должны уподобляться преступникам. Нельзя судьям перешагивать грань между добром и злом. Милосердие выше наказания, пусть и справедливого. Человек, нарушивший закон, нравственные нормы, только сердцем может почувствовать ужас своего поступка. А путь к сердцу любого человека, даже преступника, лежит только через милосердие и добро. (521 слово) Обновлено: Опубликовал(а): 19601910 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|