|
Драма «Гец фон Берлихинген» (Гете И В)Драма «Гёц фон Берлихинген» важно не только как наиболее точное отражение мировоззрения и художественного метода Гёте, но и как произведение, в котором поставлены важные проблемы жизни немецкого общества. Эта драма была выведена Гете за пределы семейно-бытового конфликта, поставив на первый план историю целого народа, что являлось значительным шагом в литературе в сравнении с предшественниками Гете. В центре внимания автора целая национальная жизнь, в которой ярко показана борьба различных общественных сословий, которые находятся в непримиримом конфликте. Действие драмы находится во дворце крупного феодала, в городе, в деревне, в трактире, в замке рыцаря. Действующими лицами становятся монахи, крестьяне, рыцари. Все эти локации и образы реалистичны и достоверно рисуют картину Германии начала XVI века. Суть трагедии состоит в драматическом противоречии социальных сил, среди которых личность Геца зависима от общественной обстановки того времени. В этом эссе я хочу рассмотреть конфликт личности и истории. Противоборствующие стороны в драме представляют крупные феодалы и крестьяне. Особенно автор выделяет рыцаря Геца, который является яростным противником крупных феодалов. Гете верно отражает частное противоречие крестьянской войны той эпохи, а именно мелкое рыцарство. Трагедия Геца и мелкого рыцарства — это трагедия полной исторической обреченности и бесперспективности, так как исторически это сословие уже заканчивало свое существование. Главный герой не до конца понимает смысл борьбы крестьян. Но он принимает их предложение стать главой восстания. Но сделал он это не из политических соображений, а из стремления действовать. Насильственный настрой революционных крестьян побудили его к действию. Для Геца важно, чтобы крестьяне отказались «от всех злодеяний» и начали «вести себя как честные люди». Герой «стал предводителем разнузданной черни, чтобы остановить ее безумие и спасти людей и достояние их». Однако, он быстро понимает, что ему не обуздать народ, и потому оставляет мятежников. Так, Гец остается трагически одинок, ведь крупные феодалы ему чужды, а найти общий язык с крестьянами ему так и не удалось. В этом и заключается трагизм конфликта личности и истории. Гец видит несправедливость феодального строя, но у него нет опоры и нет тех сил, что противостоять этой несправедливости. У Гете Гец обладает некоторой двойственностью. Это по-настоящему благородный человек, действующий по убеждению, а не из корысти (в отличие от исторического Геца), он проникнут стремлением к справедливости и мечтает о гармоничном общественном порядке. В каком-то смысле Гец является носителем идей самого Гёте, он предстает как выразитель лучших, передовых стремлений немецких людей конца XVIII века. Для самого Гёте величие Геца заключалось в том, что он действовал как революционер, вторгаясь в социальную борьбу своего времени, стремясь на деле осуществить свои идеалы. Гец сам формулирует свои убеждения, открыто ссылаясь на понятие изначальной и неотчуждаемой свободы. Он упрекает Вейслингена: «Свободой и благородством рождения ты равен лучшим сынам Германии. Ты независим, подчинен лишь императору. Ты забываешь свое достоинство благородного рыцаря, который зависит лишь от Бога, императора и самого себя» Во многом образ Г. близок Дон Кихоту — то же противостояние, «несмотря ни на что», низости и цинизму окружающих. Но в отличие от Дон Кихота Г. не пародия рыцарства, он сражается не с ветряными мельницами, а с реальным злом. И, несмотря на смерть, он побеждает.
Обновлено: Опубликовал(а): Анна Никульникова Внимание! Спасибо за внимание. |
|