|
Лорд Генри и Бэзил Холлуорд в жизни Дориана по роману Портрет Дориана Грея (Уайльд Оскар)В романе «Портрет Дориана Грея» описано не так много людей, с которыми был близок главный герой. Однако именно окружение Дориана во многом повлияло на его личность, характер, поведение и поступки. Бэзил Холлуорд малоизвестный художник, приятель Дориана Грея, с которым мы знакомимся в самом начале романа. Встреча художника с Дорианом открыла новые горизонты для его творчества. Бэзил высоко ценил совершенную красоту главного героя, восторгался ею. Художник видел в своём приятеле образ чистого, неиспорченного страстями и обществом юношу, который пленяет своей внутренней и внешней красотой. Облик молодого человека вдохновлял Бэзила. Полотна, на которых был изображён Дориан, выглядели иначе, в них чувствовалась «новая манера письма». Несмотря на великолепие картин с участием Дориана, Бэзил не собирался выставлять их напоказ. Служитель искусства вложил слишком многое в эти полотна, в них была его собственная душа, которая так очевидно выдавала её восхищение Дорианом. Художник испугался обнажения собственной души, потому портрет не стал достоянием общественности и стал принадлежать самому Грею. Дориан же, прежде не замечавший своей необычайной красоты, благодаря картине Бэзила, в полной мере ощутил великолепие своего облика. Не только красота, но и цветущая юность открылись молодому человеку. Лорд Генри, присутствовавший во время сцены, когда Дориан впервые увидел свой портрет, тоже не остался равнодушным. Он открыл наивному и неопытному Грею то, что красота и молодость — мимолетные вещи, которые через годы покинут тело, и человек станет стар, морщинист, некрасив. Дориан Грей впервые осознал, каким сокровищем он на самом деле обладал всё это время. На мой взгляд, это открытие стало решающим в жизни главного героя. Поняв это, Дориан взмолился о том, чтобы портрет, который был так прекрасен, вместо него впитывал в себя следы жизненных страстей и пороков, дурнел и старел вместо него, а сам Грей оставался вечно юным и великолепно красивым. С того момента Дориан Грей все больше отдалялся от своего друга Бэзила и все больше поддавался пагубному влиянию лорда Генри. В начале повествования внутренняя красота соответствовала внешней красоте Дориана, юноша ещё был способен на раскаяние, искренность, доброту. Но раз перешагнув невидимый нравственный порог, он незаметно для себя стал отдаваться порочности и разврату. Бэзил Хоуллорд всё меньше и меньше имел значение в его жизни, герой даже стал избегать его, тогда как лорд Генри сделался его близким другом. Дориан постепенно перенял его гедонистические убеждения и цинизм. Наставничество лорда Генри научило Дориана становиться холодным к горестям чужих людей, смотреть на них как на предмет интересного исследования. Лорд Генри незаурядный человек, определенно умный и развитый, но именно благодаря его влиянию происходит падение Дориана Грея. Следом за своим другом Дориан начинает высмеивать моральные устои и современные ценности. Лорд Генри, словно Мефистофель, убеждал Грея в том, что к смерти Сибиллы нужно относиться легче, ведь брак ничего хорошего не приносит. Семейная жизнь лишь набрасывает на мужчину оковы, лишает его интереса к жизни и делает из него праведника. Дориан жадно внимает эти слова и сам убеждается в них. Теперь самоубийство Сибиллы кажется для него эгоистичным и глупым поступком. Взгляды лорда Генри на жизнь последовательны и потому привлекательны для юного Дориана, который и вправду убеждается в том, что жизнь создана для наслаждения, а грех — спасения от застоя и путь к прогрессу. В конце произведения он воспринимает стремление Дориана исправиться и не пользоваться наивностью невинной девушки как желание испытать новые ощущения. Для героя невообразимо, что можно искренне захотеть не совершать грех во имя нравственного исправления. Искупление для него возможно только в качестве новой забавы, которое должно в итоге принести новое наслаждение. Наблюдая за тем, как Дориан все ниже и ниже падает, с каким-то научным интересом, лорд Генри не верил в это побуждение. Тем не менее Грей уже настолько пал, что неверие лорда оказалось справедливым. Если для лорда Генри было очевидным то, что Дориан уже полностью погружен в порок и разврат, то для Бэзила Хоуллорда всегда ещё горела слабая надежда на то, что внутри Грей остался таким же прекрасным, как был во время создания того рокового портрета. Ходило множество слухов об отвратительной репутации Дориана, но Бэзил готов был спорить до последнего, чтобы доказать обратное. Один лишь художник из всего романа боролся за душу Дориана, пытался сохранить её в чистоте. Бэзил пытается повлиять на нравственность своего юного друга. Впервые это происходит после смерти Сибиллы Вейн. Художник пытается убедить Дориана, что необходимо отправиться к родным актрисы и утешить их, но натыкается на то, что герой считает бессмысленным сожаление о смерти девушки, потому что лорд Генри опередил Бэзила. Лишь спустя восемнадцать лет Бэзил снова предпринимает попытку достучаться до Дориана, направить его на путь истинный. Это происходит, когда Грей показывает художнику свой портрет. Бэзил приходит в ужас от того, что стало с его творением за эти годы. Но и тут он не верит в то, что причиной тому безвозвратное падение Дориана. Он оправдывает уродство картины испортившейся краской или другими внешними факторами, не желая верить в то, что то, что он видит, истинное отражение душа Дориана во всем его безобразии. Но художнику ничего не остается делать, как принять это, как и принять и то, что и он совершил ошибку. Этот портрет, это ужасное послание приобрели разный смысл для героев. Для Дориана — насмешливое удовольствие видеть, как картина стареет вместо него, для Бэзила — понимание того, что только раскаяние сможет стать спасением от неминуемой гибели: «Я слишком боготворил вас — и за это наказан. Вы тоже слишком любили себя. Оба мы наказаны». Он восклицает: «Молитесь, Дориан, молитесь!». Раскрытая тайна, пугающая реакция на неё толкают Дориана на убийство Бэзила. Преступление оказалось для него легче, чем признание своего нравственного уродства и покаяние. Бэзил Хоуллорд и лорд Генри стали своеобразным нравственным мерилом для Дориана Грея. Победу, конечно же, одержал лорд. Неестественный дисбаланс внутренней и внешней красоты стал опасен для Дориана. Вечная молодость тела и вечное, но скрытое от людских глаз внутреннее уродство героя стали причиной его грехопадения. И лишь один Бэзил Хоуллорд пытался образумить Дориана, но бессердечный гедонизм лорда Генри последовательно и неизбежно привел героя к деградации. Обновлено: Опубликовал(а): Анна Никульникова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|