|
Автор и герои его романа «Отцы и дети» (Тургенев И. С.)Любое творение невозможно считать по-настоящему объективным: автор неоспоримо вкладывает частицу себя в свое произведение; что может касаться политических взглядов или биографии отдельных героев. Именно эти детали и привлекают внимание публики, делают повесть многогранной, а картину запоминающейся. Это подтверждает выпущенный в разгар конфликта либеральной аристократии и революционной демократии роман "Отцы и дети". Даже спустя столетия, главнейшим предметом дискуссий остаются персонажи романа и их связь с автором, что мне и хотелось бы рассмотреть подробнее. Невозможно отрицать политическую привязанность "Отцов и детей" к современности: с первых страниц роман формулирует проблему прогнившего общественного строя страны, нужды перемен, причем кардинальных. Эти революционные настроения воплощаются в главном герое романа — Евгении Базарове, демократе-нигилисте. Но сам Тургенев скорее считал себя либералом, сторонником медленных политических и экономических реформ, приближающих Россию к передовым странам Запада. В глаза сразу же бросается контраст позиции автора на фоне героя, имевшего четкий, притом радикальный план действий: "сперва нужно место расчистить", потом — строить. Кроме того, он не видел для России западного пути. Причиной этому могли служить особенности русского менталитета или же отрицание Базаровым догм дворянства: " русскому человеку они (иностранные слова) даром не нужны". Как сам Тургенев позднее признавал, неизменное преклонение вызывали у него "сознательно-героические натуры", цельность их характера, отсутствие противоречий между словом и делом. Именно его демократические симпатии и были воплощены в характере и действиях Базарова. Несмотря на это восхищение, Тургенев обошелся со своим героем по-отцовски: считал нетерпеливым и торопящим историю, подвергнул его убеждения испытанию любовью и, получив неудовлетворительный результат, умертвил. Является ли это обращение жестоким? Возможно. Но только благодаря строгому воспитанию Базарова как героя, Тургенев смог в точности передать характер "нового человека". И всё-таки трагический конец был неизбежен: автор так и не смог увидеть и понять результат действий нигилистов-революционеров. Больше автобиографических черт можно рассмотреть в седьмой главе, где трагическая любовь Тургенева отразилась в образе сломленного Павла Петровича Кирсанова. Отличающийся красотой и успехом, герой влюбляется в загадочную замужнюю княгиню Р, легкомысленную кокетку, то внезапно уезжающую, то возвращающуюся в Россию. В этом описании можно узнать Полину Виардо — известную французскую певицу, с которой Тургенев был в тесных отношениях. Подобно княгине Р. , Полина не была красива собой; Тургенев писал, сравнивая себя с Дон Кихотом: «по крайней мере, он верил в красоту своей Дульцинеи, а нашего времени донкихоты и видят, что Дульцинея урод, а все одно бегут за нею». Именно эту любовь, ревность, подчинённость женщине и свою ничтожность перед Виардо Тургенев вложил в образ Павла Петровича, стремясь понять свои собственные чувства: "он хотел по крайней мере остаться ее другом, как будто дружба с такой женщиной была бы возможна". На примере Кирсанова, читатель может наблюдать человека, не борющегося со своей болью, а принявшего её; что ещё больше разверзает пропасть между Павлом Петровичем и Базаровым. Таким образом, центральные образы романа являются воплощениями взглядов и жизненного опыта автора. Несмотря на свое строгое отношение к Базарову, Тургенев гордится им, как своим творением; видит будущее за подобными людьми. А над Павлом Петровичем он скорее насмехается, хоть и близок с ним; ведь старое дворянство не способно сблизиться с народом, отказаться от своих аристократических привычек, направлять общество. Мне кажется, душе Тургенева ближе всего Николай Кирсанов. Автор осознает свою беспомощность перед новым поколением и невозможность повлиять на него, потому и сопереживает угасающему дворянству. Обновлено: Опубликовал(а): goat Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|