|
Биография Вильям ШекспирВильям Шекспир (SHAKESPEARE) — великий английский драматург, гений которого волнует человечество на протяжении столетий. Исследователи его творчества, читатели, зрители спорят о героях Шекспира и о том, является ли актер Шекспир автором произведений, известных под его именем. Шекспир родился в Стратфорде — на Эйвоне в семье ремесленника. В начале 1590 годов он уже был актером одной из лондонских трупп, а через несколько лет стал крупнейшим драматургом своего времени. Современник Шекспира Бен Джонсон дал ему точную оценку: "Душа века нашего... Да будешь славен во все времена..." (1623). Век Шекспира, английский Ренессанс, присущие ему смелость мысли, широта дерзаний, мучительность сомнений, глубина чувств, сочетание смешного и трагического нашли отражение в творчестве Шекспира. Шекспир — автор сонетов, двух поэм, 37 пьес. В творчестве драматурга обычно выделяются три этапа. 1590—1599 гг. — время создания исторических хроник ("Ричард III", "Генрих VI", Генрих IV" и др.), ранних комедий ("Комедия ошибок", "Укрощение строптивой", "Бесплодные усилия любви", "Сон в летнюю ночь", "Как вам это понравится"), поэм, трагедии "Ромео и Джульетта", сонетов. В 1600—1608 гг. Шекспир пишет в основном трагедии ("Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет"). Третий период творчества (1609—1613) — появление сказочных или романтических драм ("Перикл", "Зимняя сказка", "Буря", "Цимбелин"). Исторические хроники запечатлели феодальные распри времен Агой и Белой Розы/1 "смутное время" английской истории, борьбу за власть между отдельными личностями, группами людей, сословиями, странами. Действие трагедии "Ричард III" сосредоточено вокруг Ричарда Глостера, который с помощью чудовищных преступлений завоевывает корону, но не может ее удержать. Силой художественного мастерства Шекспир осуждает деспотизм и порожденную им бесчеловечность. Комедии Шекспира — праздничный мир "треволнений" любви и дружбы, полный приключений, веселых розыгрышей, радостного ощущения красоты жизни. Обман, коварство, клевета, непонимание не могут надолго нарушить его гармонию и помешать влюбленным соединиться. Персонажи комедий остроумны, всегда склонны к шуткам и проказам. Шекспир умеет увидеть смешное в характере положительных героев. В этом отличие его комедий от комедий, в основе сюжета которых — осмеяние пороков людей. В отличие от античного понимания трагического источник трагедии Шекспира — человек, его характер, цели и поступки. Существа потустороннего мира (призрак в "Гамлете", ведьмы в "Макбете") не определяют поведения героев. Шекспир изображает не только трагические обстоятельства, но и нравственные муки, силу трагических переживаний Гамлета, Отелло, Лира и других героев. Взаимоотношения близких людей (сына и матери в "Гамлете", отца и дочерей в "Короле Лире", супругов в "Отелло"), размышления о назначении человека, его месте в государстве и мире ("Гамлет", "Отелло", "Король Лир"), о сложности и противоречивости характера человека, которому свойственны хорошие и дурные свойства (Отелло, Макбет, Лир...) — эти и многие другие вопросы получают в трагедиях Шекспира неповторимое художественное воплощение. Шекспир верил в душевную силу и красоту личности. На этой вере основана его надежда на преодоление зла, общественной несправедливости. Не случайно романтические пьесы-сказки последнего периода творчества драматурга, начинаясь с трагических потрясений в судьбе героев, завершаются благополучным финалом. Шекспир предназначал свои пьесы для постановки в театре, а не для опубликования и чтения. В театре Шекспира (он назывался "Глобус") не было актрис (женские роли в соответствии с обычаями того времени исполнялись мальчиками) и не было декораций. Но поэтическое слово Шекспира, его образность, метафоричность, обладало магической силой. И зритель из разговора на сцене о буре или восклицаний нескольких воинов с одним мечом и копьем воображал и бурю, и сражение.
Новые и новые поколения людей во всем мире приобщаются к наследию Шекспира, по-своему его воспринимая. Но шекспировская любовь к жизни при сознании того прекрасного и страшного, что ей свойственно, привлекает всех. Тургенев писал, что для русских Шекспир "не одно только громкое имя, которому поклоняются лишь изредка и издали: он сделался нашим достоянием, он вошел в нашу плоть и кровь". Несколько раньше Достоевский подчеркнул, что Шекспир стал важной частью русского духовного развития ("Мы воспитывались на нем, он нам родной и во многом отразился на нашем развитии"). О том, что это действительно так свидетельствует и история русской литературы, и история русского театра. СОНЕТЫ Сонеты (1592—1598) — лирический рассказ о чувствах поэта, вызванных его дружбой с прекрасным юношей и его любовью к обаятельной, но некрасивой смуглянке, вошедшей в историю под именем "смуглая леди сонетов". Подлинные имена действующих лиц неизвестны, но до сих пор ученые не оставляют надежды их разгадать. Вряд ли важно, как звали друга и возлюбленную поэта. Их мы воспринимаем его глазами. Лирический герой сонетов — сложный образ человека, остро ощущающего красоту и трагизм жизни, понимающий значение поэзии, умеющий выразить восторги любви и страдания, вызванные изменой и друга, и подруги. Было бы упрощением отождествлять его с автором (как, впрочем, и образы драматических произведений). Шекспир использовал форму сонета, традиционную для европейской лирики (Данте, Петрарка). В отличие от итальянского сонета английский (шекспировский) сонет состоит из трех четверостиший и куплета. Согласно правилам сонет посвящен одной теме: первое четверостишье ее называет, второе — развивает, третье — подготавливает развязку, заключительное двустишье подводит итог. Сонет не описывает событие, а выражает чувства, размышления, настроение лирического героя. Большую роль в раскрытии душевного состояния играют сравнения, взятые из мира природы, например, уподобление молодости, зрелости, старости соответствующим временам года. Сонет № 55 является одним из многих вариантов темы бессмертия поэзии (ср. с "Памятником" Горация и др.). Сонеты № 116 и № 130 посвящены любви. Сонет № 130 нарушает многовековую европейскую традицию, воспевая не идеальную возлюбленную, а реальную женщину. Сонет № 143 показывает, как Шекспир, включая в сонет сравнения из повседневного быта, добивался тем самым и комического эффекта. Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
|
|