Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Самое трудное для человека — каждый день оставаться человеком по произведению Чингиза Айтматова «Ранние Журавли» (Литература XX века)

В большинстве, если вообще не во всех, произведениях Чингиза Айтматова, гениального уроженца нашей родной страны, невозможно найти какой-либо фантастики или какого-то захватывающего сюжета в нашем привычном понимании. Свои творения автор редко посвящает политикам или знаменитостям — большинство его персонажей — самые простые люди — рабочие, сельские труженики, водители, домохозяйки, подростки, дети; в его книгах редко встречаются большие города или далекие заграничные страны — Чингиз Айтматов любил писать об аилах и колхозах Кыргызстана, о заснеженных вершинах Ала-Тоо, о полях, пашнях, о бескрайних зеленых пастбищах, о родной природе и родных людях. Он писал именно о людях, об их поступках и судьбах, подвигах и душевном совершенствовании; он писал о любви, ненависти и надежде — чувствах, знакомых каждому; всё то — мегаполисы, богатства, слава — было бы лишним в его произведениях, препятствовало бы ему вести с читателем через века и поколения душевную беседу, наставлять и поддерживать нас в трудную минуту — именно за это мы и ценим его бессметные произведения, это и делает их особенными и важными.

Однажды Чингиз Айтматов сказал такие слова: «Самое трудное для человека — каждый день оставаться человеком».

Казалось бы, что это «самое трудное» и так дано нам с рождения — мы все и так рождены людьми, представителями рода Homo Sapiens, но со временем, в некоторых трудных испытаниях жизни, в этом становится легко усомниться, например, когда человек, с виду образованный и даже красивый внешне, способен на всё ради наживы, когда готов на унижения ради спасения собственной жизни, когда забывает о всех душевных ценностях, морали, истории, предках; совершает преступления, предательства и убийства — в такие моменты хочется сказать, что такой человек лишился души — того, что и делает его человеком — став неким подобием дикого зверя или мертвеца. Таких людей мы стараемся избегать — они, люди без души и вообще чего-то живого, становятся предателями, разрушителями всего прекрасного, того, за что люди трудились, страдали и умирали на протяжении веков и тысячелетий. Такие люди не переведутся никогда — уж слишком много в мире способов и соблазнов для совершения зла. Герои Айтматова на такое не способны. Если они и совершают ошибки как Ильяс с «Тополька в красной косыночке» или терявший остатки своего прошлого старик Танабай из «Прощай, Гульсары!», то своими душевными переживаниями и искренним желанием исправиться вызывают у нас симпатию и сочувствие — хочется, чтобы эти герои как можно скорее нашли путь к себе, к своему счастью; хочется, чтобы у них было всё хорошо — мы сочувствуем им, понимаем, что они — не потерянные люди, надеемся и узнаем в них себя.

Но, по моему мнению, герой одной из книг Чингиза Айтматова, которой всегда, даже в самое трудное время за последние сто лет — времена Великой Отечественной войны — несмотря ни на что оставался настоящим человеком — это простой деревенский парень Султанмурат из произведения «Ранние журавли», которому пришлось оставить школу и отправиться в далекую степь пахать землю для нужд фронта. При всей военной разрухе, нищете и безысходности невозможно не позавидовать возможности Султанмурата не очерстветь и не затаить злость к жизни. В его честном труде, проникновению к чужому горю, по-детски беззаветной погоне за похитителями коней, чистой любви к Мырзагуль и, главное, надежде на лучшее завтра — в желании порадовать младшего брата, мать, встретить отца живым — открываются лучшие душевные качества Султанмурата. Наверное, особенно трогательным и запоминающимся моментом в этом произведении стала встреча мальчишек с косяком ранних журавлей, по народной примете — с вестниками хорошего урожая, столь важного для фронта. Искренняя радость Султанмурата, к сожалению, ставшей последней в его короткой жизни, его надежда на успех в деле, с которого он бы не смог достичь никакой личной выгоды, доказывает, что он сделал самое сложное, невозможное для многих — остался человеком в самом трудном испытании жизни.

К сожалению, испытания людей на прочность на Великой Отечественной войне не окончились — каждое поколение заклеймено каким-то страшным бедствием, природным или социальным; даже каждый человек в спокойные времена испытывается чем-то — каким-то соблазном или личным горем. К сожалению, не у всех хватает воли и духа не стать жестоким, ознобленным, эгоистичным после всего того, что приходится пережить… И даже сегодня мир испытывается новым испытанием в виде коронавируса. И что нам остается делать? Надеяться и стараться несмотря ни на что оставаться людьми, как завещал Чингиз Айтматов — скорее всего, это и есть какая-то вселенская вечная заповедь для каждого человека и для каждого времени, отраженная в древнеиндийском стихотворении, ставшем эпиграфом для «Ранних журавлей»:

«Вновь и вновь пахари пашут поле,

Вновь и вновь бросают зерно в землю,

Вновь и вновь дожди посылает небо…

С надеждой люди пашут поле,

С надеждой люди семена сеют,

С надеждой люди уходят в море…».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.