|
Меняются ли люди в условиях технического прогресса? Аргументы М. А. Булгаков «Собачье сердце», В. Распутин «Прощание с Матёрой» (Итоговое сочинение (декабрьское))Отрицать положительное начало в развитии технологий бессмысленно, оно очевидно. Бытовая техника стала незаменимым нашим помощником, телефоны, компьютеры позволяют нам общаться повсюду и в любое время. Заводские цеха поражают чистотой, физический труд заменили машины. Но как изменились мы! Значимость души человеческой обесценилась. Мы многое приобрели, но что-то уже потеряли. Живём в комфортабельных квартирах, но не знаем своих соседей по площадке и не хотим знать. Нам так удобно. Кондуктор высаживает из автобуса ребёнка в тридцатиградусный мороз, потому что у неё не хватило денег на проезд. Есть положение, и оно главнее живой детской души. Снимаем на видео дикие драки подростков и выкладываем всё это в интернет. Это прикольно. Проходим мимо упавшего человека, не оказав ему своевременной помощи. Нам так спокойнее. Когда и почему мы перестали смотреть глаза в глаза, чувствовать дружеское рукопожатие и объятие? Почему выгода, прибыль, удобства стали определять наше поведение, вытеснив важнейшие человеческие качества, без которых мы обезличились и нравственно обнищали. И это страшно, потому что становится нормой, а так быть не должно. В повести М. Булгакова «Собачье сердце» рассказывается, как одарённый и увлечённый наукой Филипп Филиппович Преображенский проводит успешные опыты по омолаживанию человека. Но ему этого мало. Вопреки природе и всякой морали, он пересаживает половые органы и гипофиз пролетария Клима Чугункина дворовой собаке Шарику. Однако вместо открытия секрета второй молодости получается уродливое существо, как нравственно, так и физически. В результате профессор осознаёт, что у природы есть свои законы. С ними необходимо считаться. Нравственные издержки эксперимента слишком глубоки и несут в себе разрушительный характер, как для вновь рождённого существа, так и для его создателя. Другой пример воздействия технологий на жизнь людей можно увидеть в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой». Деревня Матёра, расположенная на острове, имеет свою трёхсотлетнюю традицию. В ней была отлаженная деревенская жизнь: сажали, копали, косили, сушили, торговали, строили. Храм был и погост. Ради дешёвой электроэнергии решено было её затопить. Жителей переселяют в посёлок, заново выстроенный, где земля не пригодна, дворов для коров нет. Да и старые дома предложили сжечь самим. Заставили переступить через нравственные традиции, выверенные веками. Обострённое чувство вины перед захороненными предками, которые уйдут под воду вместе с деревней, особенно остро переживают три старухи: Настёна, Дарья и Сима. О других автор говорит вскользь, но и они взбудоражены и где-то даже не совсем адекватны. Привычная выверенная жизнь перечёркнута, а к новой они не готовы. Люди стали другими, потеряли не только деревню, но и высокое нравственное начало — родовую память. Таким образом, можно говорить, что технический прогресс часто вступает в противоречия с нравственными законами людей. Это приводит к разрушению личности и общества. Альберт Эйнштейн, великий физик и мудрый человек, говорил, что «человеческая сущность должна преобладать над технологией». Только тогда мы сможем пользоваться благами техники и оставаться добрыми, отзывчивыми, человечными. Обновлено: Опубликовал(а): Вера Гарбузова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|