Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Мотив греха в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов Н. А.)

Человек по своей природе грешен. Люди подвержены разным грехам: от простых и незначительных, которые скорее можно назвать проступками, до серьезных и тяжких. Что есть грех? Согласно православию, грехи ведут к разрушению души, это отступление от истинного пути, шаг в тьму. С самого рождения человек ходит по канату, балансирует между добром и злом. Один отступ — падение в смертельные для души удовольствия. Писатели девятнадцатого века не раз описывали грехи, проецируя их на своих героях. Это и Александр Островский с произведением «Гроза», главная героиня которого отдалась другому мужчине и, не выдержав давления своего порока, утопилась, и Федор Достоевский, в «Преступлении и наказании» которого главный герой, Родион Раскольников, убил старуху процентщицу, взвалив на себя смертный грех, и Николай Гоголь, на примере Чичикова показавший, что цель не всегда оправдывает средства, а способы её достижения чиновника осквернили его душу.

Данная тема не обошла стороной и Николая Некрасова. Будучи человеком православным, он чтил чистоту и безгрешность в людях. Остановимся на его поэме «Кому на Руси жить хорошо» и рассмотрим те пороки, которые писатель осветил в ней.

В последней части произведения «Пир на весь мир» Ионушка поведал «О двух великих грешниках». Был на свете атаман Кудеяр, убивал, грабил. Но однажды у него пробудилась совесть. Изначально атаман противился, но долго не протянул: «Совесть злодея осилила…». Дабы прекратить муки совести, Кудеяр молился, просил Бога о помиловании души. Всевышний сжалился над атаманом и дал задание: распилить огромный дум ножом, и вместе с ним падут грехи его. Шли годы, работа постепенно продвигалась, как встретился Кудеяру пан Глуховский. Такой же грешник, убийца, но совесть его не тревожила. Услышав речи пана, атаман разгневался и вонзил нож ему в сердце. В этот момент дуб рухнул, как и грехи Кудеяра. Я думаю, что Глуховский был олицетворением пороков атамана, и когда он погиб, пали и грехи. То, что пан считал счастьем: женщины, деньги, честь и вино — были некогда в радость и для атамана. Душа его наконец нашла успокоение, покинули её муки. Но сколько лет страданий на это ушло. Автор показал, что чистота души добывается истязанием тела, призывал покаяться Богу в грехах своих.

О следующем грехе рассказал героям Игнатий Прохоров. В его истории повествуется о адмирале, получившим от государыни восемь тысяч душ в награду. Когда он был на грани смерти, завещал старосте Глебу дать вольную крестьянам, но тот под влиянием дальнего родственника адмирала покушается на золото и передает крестьян под владение родственника. Автор сравнивает Глеба с Иудой, предавшим Иисуса: «Все прощает бог, а Иудин грех не прощается». Я думаю, для автора одним из худших грехов является предательство. Глеб предал свой народ, таких же крестьян, как и он, и за это быть ему вечным мучеником.

Также рассмотрим историю о верном холопе Якове. Он служил у господина Поливанова, жестокого, жадного и властного. Однако Яков очень любил помещика, во всём помогал, ублажал. К старости именно он проводил всё время с Поливановым, возил к сестре и на прогулки, когда ноги барина отказали. Однажды племянник Якова захотел жениться на Арише, но получил отказ от помещика (тот сам её любил) и был сослан в рекруты. Холоп обиделся на барина, пропал, а когда по его возвращению всё встало на круги своя, жизнь преподнесла помещику неприятный сюрприз. По пути к сестре барина Яков заехал в лес и на глазах Поливанова повесился. Как помещик оказался дома, осознал свой грех: «Грешен я, грешен! Казните меня!». Автор хотел показать пороки помещика и в произведении заставил его осознать свои грехи с помощью смерти верного и любимого холопа. Барин не смог бы быть с Аришей, но жадность не позволила ему осчастливить племянника Якова. Холоп также взял грех на душу, совершив самоубийство. Я считаю, что Яков хотел не только наказать барина, но и помочь ему в постижении собственных пороков.

В заключение хочу сказать, что в большинстве случаев человек сам волен выбирать, согрешить ему или нет. Так Поливанов мог позволить племяннику Якова жениться или Глеб мог не поддаваться соблазну и сладостным речам родственника адмирала и дать вольную крестьянам. Но как писалось в Библии, Господь все простит, если покаяться в грехах своих и исповедоваться. Прощение достигается немалой ценой, но без него душе не будет покоя.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.