|
Какие черты характера необходимы герою нашего времени? по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)Михаил Юрьевич Лермонтов при жизни всегда был одним из «неудобных» эксцентричных молодых писателей-новаторов, не привыкшим плясать под дудку общества и писавшим исключительно о злободневных проблемах, которые, несомненно, волновали его самого. Ссылка на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта» в 1837 году не просто не заставила измениться гениального писателя, а, наоборот, придала ему сил и идей для новых произведений. Так в 1837-1840 годах на свет рождается единственный, но крайне успешный роман Лермонтова «Герои нашего времени», ставший одним из первых русских психологических романов, рассказывающим о развитии внутреннего мира человека, его противостоянии с внешним противоречивым миром. 1840-е годы в России, как мы знаем даже исходя из «Ревизора» Гоголя, были временем трудным, неопределённым. Декабристские кружки — одна из последних надежд думающей русской интеллигенции и особенно молодёжи — были подавлены в 1825 году, до отмены крепостного права оставалось почти что двадцать лет; огромную роль в ежедневной жизни России Николая Первого играли «всемогущие» чиновники-коррупционеры, необразованное мещанство, вездесущая полиция и доносы. Россия нуждалась в спасителе, и таким спасителем должен был стать хорошо образованный думающий молодой человек, способный и желающий менять себя и окружающих. Именно о таком молодом человеке и рассказывает Михаил Лермонтов в своем произведении «Герои нашего времени», описав в нем людей, нравы и проблемы своей эпохи тридцатых и сороковых годов девятнадцатого века, романе, который, по словам самого Лермонтова, «должен был стать горьким всеисцеляющим лекарством». Главным героем романа стал офицер русской армии Григорий Александрович Печорин. Печорин, «герой лермонтовского времени» — крайне многогранный и противоречивый персонаж. С одной стороны, Печорин — настоящий эгоист, человек, не думающий о том, как его действия могут повлиять на окружающих, умный, но крайне незрелый и невоспитанный грубиян, не могущий придать своим знаниям нужного предназначения. Именно таким нам и кажется Печорин в первых двух главах — «Бэле» и «Максиме Максимыче» — ровно до того момента, пока мы не прочитаем его журнал, то есть, говоря современными словами, попросту его личный дневник. Там Печорин предстает перед нами в образе удивительного и интересного человека, который много знает о жизни и людях, личности, желающей разобраться в себе и найти для себя достойное предназначение, и, главное, по-моему, жестко карающий и презирающий себя за ошибки. Я считаю, что такое различие в мыслях и действиях Печорина вызваны тяжелым духовным кризисом, чувством неустроенности, неким корнем из отрицательного числа в его душе. Так уж сложилось, что оставшись без опеки родителей, Печорина вскоре перестает интересовать светская жизнь потребления, и он становится некой новой реинкарнацией Чальд Гарольда Байрона или, если вам угодно, пушкинского Евгения Онегина. Печорин лихорадочно пытается открыть что-то новое, найти для себя то, что бы его действительно интересовало, притом это лихорадочное желание настолько одолевает Печорина, что ему становится просто всё равно о влиянии его поступков на окружающих. Это хорошо прослеживается в главе «Тамань» — первой главе романа по хронологии. В ней молодой Печорин вмешивается в загадочное дело контрабандистов, что, как мы помним, было опасно и чуть не стоило офицеру утоплением в море. В результате такой деятельности офицера контрабандисты в страхе наказания эвакуируются, оставив при этом на произвол судьбы слепого мальчишку. Как видно по его дневнику, Печорин понимает, что он натворил людям бед, но всё-таки заканчивает запись в своем дневнике так: «Да и что мне дела до чужого горя?». Скорее всего, в конце этой истории он чувствовал некий стыд и разочарование, желал как можно скорее выпутаться из всей этой истории, при этом даже так неблагородно. Далее, на водах Кавказа, Печорин опять-таки пытался придать своей жизни хоть какой-то смысл, и опять все его попытки приводили к неудачам: встречи с княгиней Лиговской, к которой он, несомненно, испытывал старые чувства, привили к скандалу в её семье, его расчётливость и хладнокровность стоили Грушницкому жизни, а самому Печорину — ссылкой на службу в крепость. Далее в крепости Печорин пытается увенчать свои происки счастья женитьбой на дочери мирского князя Бэле, но, как оказалось «любовь дикарки не многим лучше любви знатной барыни: простосердечье и невежество первой так же надоедает как кокетство последней». И опять Печорин разочарован. И опять Печорин наломал дров, фактически лишив жизни и счастья не только Бэлу, но и всю её семью. Конечно, после всех этих утомительных происков и неудач Печорин разочаровывается в жизни, становится высокомерным и холодным человеком. Он хочет забыть о прошлом и отправляется в Персию, Иран, территорию, объятую в то время многочисленными восстаниями. Он не смог изменить себя, не смог найти счастья — теперь у Печорина только два пути: либо начать менять других, либо умереть. Персия предоставляет ему обе возможности: там он может стать революционером, то есть начать борьбу за изменения общества, или попасть под штыки или пули… Итак, мы познакомились с «героем лермонтовского времени», персонажем, на которого вся Россия полагала свои надежды. В итоге, как мы помним, никто не вспоминал Печорина добрым словом, а сам он был убит в Персии. Он был многогранным: о нём можно сказать много чего хорошего и много чего плохого. И всё-таки, зная столько всего нелицеприятного о Печорине, нам он вспоминается далеко не отрицательным персонажем. Почему? А потому что мы и сами такие, такие же порочные, как он; мы сами, желая счастье себе, рушим счастье других, совершаем ошибки, желаем исправить их, забыть об этом. Лермонтов описал его образ без прикрас. Печорин — среднестатистический человек середины девятнадцатого века, и его чувства: любовь, ненависть, страсть, страх, сомнения, стыд — мало чем отличаются от наших. Из-за чувств и мыслей, кипящих в его голове, невозможности что-либо исправить, для окружающих Печорин стал довольно нелицеприятным человеком. Таким же был Базаров Тургенева. Но Базарова спасла любовь. Печорину в любви не везло. Возможно, если бы Печорин решил остаться в России, то, скорее всего, видя всю разруху вокруг себя, он бы стал членом какого-то революционного подпольного клуба, например, модного тогда клуба анархистов. Но он решил отправиться в Персию и там испытать себя и свой характер, как он делал это в главе «Фаталист». Но отъезд в Персию — это лично его выбор. Каждый сам творит свою судьбу, и нам просто нет до этого дела. Долго рассказывать о чертах характера героя нашего времени (именно нашего времени, именно 2020 года) нет толка — Лермонтов и так все их описал. Человек любого времени будет стремиться к своей самой главной цели — желанию достичь комфорта в душе — совершая ошибки, нанося вред другим, пытаясь больше узнать о себе и окружающих, при этом стараясь сделать все якобы более благородно. Таков уж мир. Таков реализм. Таковы люди. Таков я. Таковы мы. Обновлено: Опубликовал(а): Никита Радаев Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|