|
Какое место в романе “Война и мир” занимает Платон Каратаев? (ЕГЭ по литературе)В аннотациях к роману-эпопее “Война и мир” Л. Н. Толстого обычно пишут лишь несколько слов: “один из величайших русских романов”. И это достаточно исчерпывающе. В этом колоссальном по объему и идее произведении заключены вечные темы, рассуждения о личности, смерти, истории. Однако “мысль народная” была одной из главных для Толстого; центром ее является образ Платона Каратаева. Платон предстает перед нами эпизодическим героем, одним из тех, кто был необходим в раскрытии характера Пьера, из тех, кто помогал ему идти по пути становления. Платон встречен был им в месте, где это меньше всего ожидалось, но в момент, когда это более всего было необходимо, когда из Пьера после наблюдения убийства людей людьми “была выдернута та пружина, на которой все держалось и представлялось живым”, когда “все завалилось в кучу бессмысленного сора”. Не в его власти было вернуть любовь к Богу, к жизни, к людям. Но, когда “маленький человек” обратился ласковым певучим голосом к Безухову, он “почувствовал слезы” - первый признак проявления чувств и первый признак возрождения. И Пьер, пообщавшись с Платоном всего немного, почувствовал, что в его душе воздвигался “прежде разрушенный мир теперь с новой красотой”. Приобщаясь к Каратеву, Безухов приобщался к народу и народной мудрости, и обретению “спокойствия и довольства собой, к которым он тщетно стремился ранее”. Но Платон не был лишь важным эпизодом в жизни Пьера, но и помог Толстому определить лицо народного характера. Автор показывает нам представителя некого коллективного разума, роевого сознания. Платон в своем образе олицетворяет не себя, но неседеющую, нестареющую народность, его тело, “имеющее вид гибкости и в особенности твердости и сносливости”, было отражением выносливости и силы всего христианского крестьянства. Он не имел ни привязанностей, ни любви, ни дружбы. Все ему естественно и легко: это выражается и в его речи, над которой он не задумывается, не помнит, что говорил до этого, а слова его словно “нечаянно вылетали” из его рта. Речь его наполняли не те “неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, … которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати”. Его слова - как “запах отделяется от цветка”, и сама его жизнь, как и жизнь всего простого народа, естественна и натуральна, как жизнь цветка. Еще одним указанием на Платона как на представителя роевого сознания слова автора: “жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал”. Приобщенность к “целому” чувствуется и в глубоко христианском отношении Платона к миру и ко всем вокруг. Он одинаково любил “свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера”, но не расстроился бы при разлуке - в этом суть всепоглощающей любви к земному шару, к которой стремятся все любимые герои Толстого. Каратаев безропотно принимает свою участь, ведь на все Божья воля, и в душе его гармония. В описании Платона часто фигурирует эпитет “круглый”: движения его были круглые, глаза, и руки, которые как будто стремились что-то обнять. Круг - олицетворение гармонии, завершенности, целостности. Целостен образ Платона. Обновлено: Опубликовал(а): lyner Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|