|
Вы здесь: Критика24.ру › Гоголь Н. В.
Анализ сцены пьяного вранья Хлестакова из комедии «Ревизор» (Гоголь Н. В.)Замечательная особенность произведений Гоголя — в заключенной в них тонкой общественной сатире: каждый характерный герой представляет собой определенный тип людей. В комедии "Ревизор", лишенной положительных героев и поэтому новаторской, в образах персонажей так умело соединены подмеченные Гоголем порочные черты современного ему общества, что некоторые их имена, сами по себе очень говорящие (Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Гибнер и др.), даже превратились в нарицательные. Так, например, герой Хлестакова, человека в высшей степени тщеславного и глупого, дал имя явлению "Хлестаковщины". Наглядно и красочно изображена Хлестаковщина в сцене пьяного вранья Хлестакова на ужине у городничего (6 явл., 3 действ.). Эта сцена является кульминационной для комедии, так так именно в этом эпизоде "миражная интрига", на которой выстроен сюжет, достигает своего апогея: мелкий чиновник, "елистратишка", Хлестаков, не только не имеющий целью обмануть провинциальных управленцев, но и не осознающий такой возможности, до ужаса запугивает их своими бреднями и укрепляет их убежденность в том, что он ревизор. Действие разворачивается в доме городничего, который, решив напоить мнимого ревизора и выспросить у него всю правду о нем и о его делах в городе N, приглашает Хлестакова на ужин. Тот, не осознавая (да и не задумываясь), чем заслужил такие почести, не подобающие его чину, упивается оказываемыми ему почтением: играет в светский прием ("Хлестаков (раскланиваясь): Как я счастлив, сударыня, что имею в своем роде удовольствие вас видеть"), рисуется перед дамами и изображает из себя франта ("Привыкши жить comprenez vous, в свете, и вдруг очутиться в дороге: грязные трактиры, мрак невежества..."). Интуитивно ощущая, какое впечатление он производит на глав города, но не утруждаясь поиском причины такого странного их поведения по отношению к коллежскому регистратору, Хлестаков неожиданно для самого себя разговаривается, распаляемый алкоголем и тщеславием. Окажись Хлестаков в другом, более культурном, обществе, его вранье было бы раскрыто сразу же: Хлестаков несколько раз чуть не выдал себя оговоркой ("Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж — скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель...». Что ж я вру — я и позабыл, что живу в бельэтаже") и продемонстрировал под видом светской образованности свою безграмотность (врет, что является автором произведений, которые на самом деле относятся к разным эпохам) и абсолютное незнание правил светского общества (пошлое и фамильярное обращение "братец", используемое им якобы в разговоре с «высокочинными» начальниками и даже с Пушкиным). Действие в этой сцене развивается со все нарастающей энергией: бредни Ивана Александровича постепенно теряют всякую правдоподобность и достигают апогея в конце явления, а гости приходят все в больший испуг от его речей. Переживания почтенных глав города, до ужаса боящихся открытия своих грешков, выразительно описаны Гоголем в ремарках: в начале, по приглашению Хлестакова, чиновники садятся, а при упоминании о графах и князьях, завсегдатаев дома Хлестакова, "с робостью встают со своих стульев". Почему же Городничий, опытный и "неглупый по-своему" человек, и его приближенные верят абсурдным бредням пьяного молодого пройдохи? Провинциалы, поднявшиеся из низов, именно так, как и Хлестаков, представляют себе жизнь уважаемого человека в Петербурге: сказка изобилия. Таким образом, глупый и пустой Хлестаков, сам того не желая, одурачивает опытных взяточников-чиновников. Обновлено: Опубликовал(а): mariaefae Внимание! Спасибо за внимание.
|
|